Папки-передвижки

Родительское собрание «Сказки А. С. Пушкина в жизни ребенка» (1 фото)

Людмила Никитенко
Родительское собрание «Сказки А. С. Пушкина в жизни ребенка»

Подготовила и провела воспитатель: Никитенко Л. В.

Форма проведения: устный журнал.

Цель: Приобщение к богатствам русской художественной литературы на примере произведений А. С. Пушкина.

Задачи:

1. Стимулировать самообразование родителей.

2. Прививать навыки читательской культуры.

3. Воспитывать бережное отношение к книге.

4. Развивать среди родителей чувство коллективизма и сотрудничества.

Публикация «Родительское собрание „Сказки А, С, Пушкина в жизни ребенка“» размещена в разделах

5. Создать радостную атмосферу и поднять настроение родителями детям.

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Предварительная работа:

С детьми:

1. Чтение произведений А. С. Пушкина, беседа по содержанию, заучивание художественного текста.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам, характеристика героев сказки.

3. Просмотр мультфильмов по произведениям А. С. Пушкина.

4. Рисунки, аппликации по сказкам А. С Пушкина.

С родителями :

1. Разместить информацию на стенде для родителей «Читайте вместе с детьми», «Рекомендуем выучить» (по произведениям А. С. Пушкина)

2. Рекомендации посетить библиотеку и рассмотреть книги с иллюстрациями по сказкам А. С. Пушкина.

3. Изготовление с помощью родителей макетов по сказкам А. С. Пушкина.

4. Изготовление буклетов «Читайте с радостью».

Материал:

Музыкальный зал оформлен портретом А. С. Пушкина, иллюстрациями по произведениям автора, уголок для инсценирования отрывка из сказки (прялки, имитация окна, музыкальный центр.

Ход собрания.

1 страница «Подруга дней моих суровых».

В жизни ребенка немаловажную роль играют сказки. Малыш постоянно просит прочитать их, чтобы еще и еще раз услышать про своих любимых героев. Ребенок часто подражает им, старается быть на них похожим, переживает вместе с ними. Сказка - удивительное явление в русской национальной культуре. Они отражают народное представление о добре и зле, справедливости, благородстве, верности, сочувствие к попавшим в беду. Мораль сказок ненавязчиво утверждает заповеди добра, естественно входит в сознание, укрепляя нравственные устои. И сегодня мы с Вами побродим по «неведомым» дорожкам сказок А. С. Пушкина. Хочется сначала сказать, что огромное влияние на творчество Пушкина оказала его няня Арина Родионовна Яковлева.

Первая страница нашего журнала так и называется: «Подруга дней моих суровых». Детство Арины Родионовны и молодость прошли в Суйде, на северной окраине России. Земля эта, древние владения новгородских князей, завоевывалась то немцами, рыцарями Девонского ордена, то шведами. Песни, исторические предания и сказки переходили тут из поколения в поколение, помогая обитателям здешних мест сохранить русскую культуру. Арина Родионовна передаст это драгоценное наследство своему любимому Саше Пушкину. Уже позже Пушкин писал : «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

Удивительно, но эту безграмотную и вместе с тем необыкновенно талантливую рассказчицу, простую и сердечную стареющую русскую женщину и молодого поэта, уже осознающего свою будущую роль в литературе, соединило истинное сердечное чувство. С детских лет он хранил память о прелести таинственных ночей, когда укладывая спать своего любимца, няня тихо рассказывала своим напевным северным говорком «О подвигах Бовы». Он помнил и о том, как она умела утешать его детские обиды. Он любил ее родственною, неизменною любовью и в годы возмужалости, и славы, беседовал с нею целыми часами. «Ведь сказочный мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. Пословицы, поговорки, присказки не сходили у нее с языка». Не зря поэт посвятил ей много стихов. И сейчас Яна и Алена Вам расскажут два из них.

2 страница «Лукоморье».

Уже взрослым человеком, поэт по новому вслушивается в нянины сказки и песни, ее бесконечные прибаутки и пословицы. В черновой тетради поэт записал семь сказок со слов няни, бережно сохраняя некоторые обороты ее речи. И первым откликом на эти записи явился «Пролог к «Руслану и Людмиле», «У лукоморья дуб зеленый». В «Пролог» Пушкин перенес многие чудеса няниных сказок, иногда почти дословно. Так в записи сказки о царе Султане Султановиче читаем: «Вот что чудо, у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет».

А теперь давайте послушаем, как это у Пушкина :

«У лукоморья дуб зеленый.»

Вова, Наташа, Дина.

В 1830 году поэт написал первую сказку. В глуши нижегородской деревни родилась задорная, полная крепкого крестьянского юмора «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Вторая сказка «Сказка о царе Салтане» родилась в 1831 году. Это самая яркая, праздничная, народная из всех сказок Пушкина. В ней нет полутонов, недомолвок, все ясно и светло. Она особо любима детьми. И сейчас мы покажем отрывок из этой сказки.

Вика, Нина, Маша, Алеша.

В 1833 году Пушкин написал две сказки. Это тоскливая, как заунывная русская песня «Сказка о рыбаке и рыбке» и полная душевной теплоты и светлой грусти «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». В этой сказке есть великолепные строки, вошедшие в сокровищницу русской поэзии: плачи-обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру. Давайте послушаем:

Ваня, Юра, Надя.

В 1834 году Пушкин написал остро сатирическую, явно намекающую на современный поэту царствующий дом «Сказку о золотом петушке».

3 страница «Викторина ученого кота»

Для детей: «Отгадайте, из какой сказки.

1. Бедный поп подставил лоб: С первого щелчка

Прыгнул поп до потолка. Со второго щелчка Лишился поп языка

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2. Жил старик со своею старухой У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.

(«Сказка о золотой рыбке»)

3. Царь с царицею простился, В путь - дорогу снарядился.

И царица у окна Села ждать его одна.

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

4. Негде в тридевятом царстве В тридесятом государстве Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он.

(«Сказка о золотом петушке»)

5. Ты волна моя, волна! Ты гуллива и вольна, Плещешь ты куда захочешь, Ты морские камни точишь.

(«Сказка о царе Салтане»)

С родителями :

1. С какими словами обращалась царица к зеркальцу: j

«Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложу: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.»

2. Кем хотела быть старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»?

(Столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской)

3. Что отвечала золотая рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой?

(«Не печалься, ступай себе с богом. .»

4. Что должен был делать золотой петушок?

(Охранять царство)

5. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?

(Внука)

«Балдушка, погоди ты морщить море, оброк сполна ты получишь вскоре, погоди, вышлю к тебе внука.»

6. Какие крылатые выражения из сказок Вы знаете?

«Что ты баба белены объелась.» «Дурачина ты, простофиля.» «Уму бабы догадлив, на всяким хитрости повадлив.» «Понадеялся он на русский авось» «Бог с тобой золотая рыбка».

4 музыкально-поэтическая страница.

Пушкин не только автор сказок, он великий поэт. Как он любил воспевать природу в разных ее проявлениях. А так как у нас на улице зима, то давайте послушаем стихи о зиме. Юля, Паша.

Более столетия поэмы, драмы, повести, сказки, и лирические стихотворения Пушкина пленяют воображение композиторов и служат им источником творческого вдохновения. Литературное наследие Пушкина чрезвычайно многообразно. Поэтому так много замечательных русских композиторов сумели найти в творчестве поэта свою тему для музыкального воплощения. Глинка - опера «Руслан и Людмила» ,Чайковский - опера «Евгений Онегин», Мусоргский - опера «Борис Годунов»,Римский Корсаков - опера «Сказка «Золоток петушок», «Сказка о царе Салтане».

Давайте послушаем фрагмент из оперы. Звучит «Полет шмеля»

(спросить у родителей, из какой оперы)

5 страница Кроссворд «Что за прелесть эти сказки»

1. Как звали няню поэта?

2. Имя жениха молодой царевны в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях».

3. Чудо предмет, говорящий правду.

4. Фрукт, которым отравилась молодая царевна.

5. Имя царя в одной из сказок Пушкина.

6. Исполнительница песни «Во саду ли в огороде».

7. Жилище старика и старухи.

8. Как звали трудолюбивого и находчивого работника.

9. Сказочный персонал, исполняющий желание.

10. Сторож, извещающий об опасности.

11. Название острова, мимо которого проплывали корабли.

12. Насекомое, в которое превратился князь Гвидон. В третий раз.

13. Любимая вещь старухи.

14. Сколько раз закидывал старик невод в море.

15. Имя царя в «Сказке о золотом петушке».

ответы:

1. Арина

2. Елисей

3. Зеркальце

4. Яблоко

5. Салтан

6. Белка

7. Землянка

8. Балда

9. Рыбка

10. Петушок

11. Буян

12. Шмель

13. Корыто

14. Три

15. Дадон

Родительское собрание «Сказки А. С. Пушкина в жизни ребенка»

6 страница «Пир на весь мир».

Вот мы и попутешествовали с Вами по сказкам А. С. Пушкина. И надо нам ответить на самый главный вопрос: Правильно ли сделал А. С. Пушкин, что обработал русские народные сказки? А может этот вопрос и не требует ответа? Конечно, русские народные сказки мудры и красивы, но они могли и не дойти до нас с Вами. Пушкин подарил им новую жизнь, сделал содержательней и ярче. И я уверена, что Вам не раз еще захочется перелистать волшебные страницы пушкинских книг.

-Ну, кто мне скажет, как заканчиваются сказки А. С. Пушкина?

«- И я там был, мед, пиво пил». . .

И мы сегодня приглашаем на свой пир. Просим к столу на чаепитие. (Угощения были приготовлены руками родителей и детей).

Приложение.

1. Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

2. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

3. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

4. "Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

5. "Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

6. "Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

7. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Если б я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь народ одна

Наткала б я полотна».

«Если б я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То сама на весь бы мир

Заготовила б я пир».

«Если б я была царица, -

Третья молвила девица, -

Я для батюшки царя

Родила б богатыря».

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во все время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

"Здравствуй, красная девица, -

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха".

8. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела

—А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

9. Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Публикации по теме:

Родительское собрание с участием педагога-психолога «Игрушка в жизни ребенка» Родительское собрание с участием педагога-психологаПодготовила Педагог-психолог ГБДОУ д/с №2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Родительское собрание «Роль игры и сказки в жизни ребенка» МАОУ «Гимназия 42», подразделение дошкольного образования. Родительское собрание: Роль игры и сказки в жизни ребенка. Для детей.

Родительское собрание «Я сам — новый этап в жизни ребенка» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Чулымского района детский сад «Улыбка» Родительское собрание в младшей группе.

Родительское собрание «Семья и детский сад на пороге школьной жизни ребенка» Родительское собрание №1 в подготовительной группе компенсирующей направленности «Васильки» Ф. И. О. воспитателей: Егорова О. А., Тема:.

Родительское собрание «Отец в жизни ребенка» Родительское собрание «Отец в жизни ребёнка» Цель: Повысить успешность социального развития ребёнка на основе позитивной активности взаимодействия.

Родительское собрание «Роль игрушки в жизни ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Медвежонок» г. Невинномысска». Подготовила и провела воспитатель.

Родительское собрание «Самообслуживание в жизни ребенка» Тема: «Самообслуживание в жизни ребенка» Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах развития навыков самообслуживания у детей.

Родительское собрание «Телевидение в жизни семьи и ребенка» Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка. Задачи: обратить внимание родителей.

Родительское собрание в подготовительной группе «Роль семьи в преддошкольный период жизни ребенка» (Воспитатель объявляет тему собрания). Воспитатель. В чем видится каждому из присутствующих проблема на данную тему? Родители. Высказывания.

Родительское собрание «Значение игрушки в жизни ребенка» Родительское собрание «значение игрушки в жизни ребенка» Задачи родительского собрания: • изучить влияние современных игрушек на развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Сказки А. С. Пушкина в жизни ребенка»
Опубликовано: 20 марта 2018 в 09:38
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД