МААМ-картинки

Родительское собрание «Стили семейного воспитания»

Елена Лялина
Родительское собрание «Стили семейного воспитания»

Оборудование: интерактивная доска, на каждого родителя : анкеты, по три фломастера разных цветов, разрезанные на несколько частей определения слова «СЕМЬЯ».

Ход собрания:

1 СЛАЙД. Здравствуйте уважаемые родители! Тема нашего собрания «Стили семейного воспитания». Но прежде чем мы перейдем непосредственно к теме собрания, давайте разберемся с таким важным понятием как «семья».

Публикация «Родительское собрание „Стили семейного воспитания“» размещена в разделах

Сейчас я предлагаю вам превратиться в детей, которые любят собирать разные головоломки (раздаются конверты с разрезными фразами, задача родителей собрать из частей – целое, по очереди зачитывают).

2 СЛАЙД. Педагог подводит итоги: семья, это группа людей, связанных кровным родством, брачными узами, или усыновлением, все члены соединены пониманием, уважением и принятием друг друга

Я думаю, вы все заметили, что во всех 4 определениях одной из важнейших функций является воспитательная функция семьи. В семье воспитываются не только дети, но и взрослые, поскольку воспитание — очень сложный, двусторонне направленный процесс.

У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Для каждой семьи свойственны определенные методы воспитания в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей.

3 СЛАЙД. Методы убеждения, предусматривающие педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями — это объяснение, внушение и совет, метод поощрения, метод совместной практической деятельности.

4 СЛАЙД. Метод поощрения предполагает использование системы педагогически целесообразных средств (похвала, подарки, формирование перспективы) с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения;

5 СЛАЙД. Метод совместной практической деятельности подразумевает участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д. р.);

6 СЛАЙД. Метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных, не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений. Как правило, в качестве средств наказания, используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий — просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера.

Из методов воспитания складываются стили воспитания в семье и конечно каждый стиль влияет по своему на личность ребенка.

Педагог: Может быть, вы знаете, какие стили воспитания существуют?

7 СЛАЙД. Как правило, выделяют 3 классических стиля воспитания :

- авторитарный;

- демократический;

- либеральный.

Прежде чем выяснить, чем один стиль отличается от другого, я вам предлагаю с помощью небольшого анкетирования узнать, какому стилю воспитания придерживаетесь вы. Проводится анкетирование (приложение1) 8 СЛАЙД.

Теперь каждый из вас определился, какой стиль преобладает в вашей семье и можно остановится на каждом подробно:

При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.

Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.

Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.

Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.

Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А. С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

Предлагаю еще одним заданием проверить, как вы поняли чем один стиль отличается от другого: вам нужно по описанию стиля догадаться, названия, задача родителей вспомнить и назвать стиль) :

9 СЛАЙД. ….Желание родителя — закон! Беспрекословное подчинение. Причины указаний и запретов не транслируются. Дети в таких семьях конфликтуют, но чаще приспосабливаются, становятся неуверенными в себе, не самостоятельными.

10 СЛАЙД. …Родители не обращают внимания на детей, ничем не ограничивают. Дети часто попадают под любое влияние. Никого не слушаются. Могут поднять руку на родителя. У детей почти нет никаких ценностей.

11 СЛАЙД….Родители ценят самостоятельность и дисциплину. Родители дают ребенку возможность быть самостоятельным. Родители уважают мнение ребенка и советуются с ним. Контроль основан на нежных чувствах и разумной заботе. Дети прислушиваются к объяснениям.

Вы справились и правильно определили все стили воспитания.

Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.

12 СЛАЙД. Практические задания: Сейчас я попрошу выйти 3 пары родителей. Мы с вами наглядно посмотрим особенности каждого стиля воспитания. Разделитесь, кто в паре будет ребенком, кто родителем. Задача родителей —уложить ребенка спать, задача детей — не соглашаться. Первый родитель покажет нам, как бы себя повел при авторитарном стиле воспитания, второй родитель — при либеральном, третий — при демократическом.

(После того, как родители проиграют сценки, педагог спрашивает, как чувствовали себя «дети» в каждой паре. Как правило, в либеральной семье ребенок чувствует себя ненужным, в авторитарной подавленным, а в демократической ребенок чувствует себя комфортно).

Еще одно упражнение предлагаю провести всем вместе «Ладони» : прошу всех выйти и встать друг напротив друга, закрываем глаза и вытягиваем вперед ладони поднятые вверх, один из вас будет выбирать себе того с кем хочет поменяться местами и своими ладонями накрывать ладони выбранного человека. После упражнения подводим итог: как чувствует себя тот, до которого затронулись и как чувствует тот, до которого так и не дошли.

Если будет время, то упражнение «Коридор ласки»

13 СЛАЙД. Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.

Уважаемые родители, Вам также дается домашнее задание, как и Вашим детям.

Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

И задание повышенной сложности: попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

14 СЛАЙД. А. Макаренко говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Стили воспитания родителей» Консультация для родителей «Стили воспитания родителей» Для решения нелегкой воспитательной задачи существует четыре стиля воспитания.

Консультация для родителей в детском саду с использованием ИКТ «Стили семейного воспитания» Консультация для родителей с использованием ИКТ «Стили семейного воспитания»2 слайд: Главнейшим фактором в воспитании ребенка является.

Cтили семейного воспитания Cтили семейного воспитания Личность ребёнка, формируется под воздействием того стиля семейного воспитания, который применяют к нему родители.

Первое родительское собрание «Корабельное собрание группы «Кораблик» Сценарий родительского собрания «Первое корабельное собрание на «Кораблике" Автора: Минеева Олеся Владимировна. Должность: воспитатель.

Помощь родителям в организации семейного воспитания ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. К. А. Шикина (АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 63 «Весняночка», г. о. Тольятти).

Родительское собрание «Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка» Родительское собрание на тему: «Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка»Задачи: - показать значимость психологического.

Родительское собрание в старшей группе тема «Природа, как средство воспитания и развития ребёнка» Родительское собрание в старшей группе. Тема «Природа, как средство воспитания и развития ребёнка». Воспитатель: Комарова Л. А. МАУДО «Детский.

Стили семейного воспитания. Семинар-практикум для педагогов-психологов. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. СЛАЙД 1. Главным институтом воспитания является семья. Семья - это.

Сущность и содержание семейного воспитания Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, которая предназначена для оптимального удовлетворения потребностей в продолжении.

Значение семейного воспитания в развитии ребенка Значение семейного воспитания в развитии ребенка. Семейная педагогика – это наука, изучающая специфику условий семейного воспитания, которая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Стили семейного воспитания»
Опубликовано: 25 апреля 2017 в 20:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД