Лучший педагог года

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Потапова Людмила
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Цель:

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

- Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

Публикация «Родительское собрание „Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада“» размещена в разделах

- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.

Участники: Воспитатели, родители.

Оборудование для проведения мероприятия:

платочки (по количеству участников, мяч.

План проведения.

1. Вступительная часть.

2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».

3. Заключительная часть о разном :

а) подготовка к Новому году

б) пополнение игровых уголков родителями

4. Показ презентации «Наша группа «Непоседы».

Подготовительная работа:

- разработка памяток для родителей.

Ход мероприятия:

Сообщение педагога:

Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Игротренинг с родителями.

Воспитатель: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и

взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы

будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться:

назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.

Воспитатель проводит игру «Комплимент».

Цель игры: установить контакт между родителями,

сформировать у них положительный настрой.

Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание

В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к

выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и

частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что

упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученные на основе обследования детей : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок достигнет сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

А сейчас предлагаю всем поиграть в пальчиковую игру «Капуста» :

Мы капусту рубим, рубим… Ребро ладони.

Мы морковку трем, трем… Кулачками трем друг о друга.

Мы капусту солим, солим… Щепотками.

Мы капусту жмем, жмем. Сжимаем и разжимаем кулачки.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

• Способствует овладению навыками мелкой моторики.

• Помогает развивать речь.

• Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение.

• Снимает тревожность.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра

называется «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.

При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять : не только выполнять движения поочередно правой или левой

рукой, но затем двумя руками одновременно.

У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

1. На столах есть крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

Можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

Катать крупу между большим и указательным пальцами;

Придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

2. Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу.

Есть у нас сухой бассейн.

Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с

мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

3. Дома лепите вместе с ребенком.

Пластилин прикасается к каждой точке пальцев и ладоней ребенка, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

4. Дети очень любят играть с бумагой и ножницами. Для данного возраста будет достаточно ребенку нарезать полоски бумаги.

5. Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

Покатать между ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

6. Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, в настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

Педагог предлагает родителям задания «Закончи узор» и «Заштрихуй».

7. Можно так же использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

8. Очень интересны и полезны упражнения с деревянными или пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки).

А теперь головоломка из спичек «Домик».

Наверное вы уже устали, давайте вместе отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, которую дети делают в детском саду.

«Мышь забралась в первый раз…»

9. Презентация «игры для развития мелкой моторики рук».

Отправляясь, с ребё нком на прогулку мы можем:

- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

- в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

- загадать загадку и найти отгадку;

- поискать приметы времени года;

- познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

- прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

- поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.

Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

- Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

Можно сделать массаж язычку:

«покусываем язычок»,

«язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь : никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .

• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даё т полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

• Используйте игрушку для обучения предлогам. Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.

• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

- Что это? (Кто это)

-Какого цвета?

- Что есть у зайки? (Что это у зайки)

- Как можно назвать зайку?

- Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Воспитатель: В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая нить».

Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и

скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники

передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок

возвращается к ведущему, участники натягивают нить).

Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за

сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и

интереснее, мы вам дарим эти памятки.

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде

всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-

помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие -

нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. а с

недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у

дошкольников формируется по подражанию!

Заключительная часть:

а) подготовка к Новому году

б) пополнение игровых уголков родителями

Показ презентации «Наша группа «Непоседы»».

Публикации по теме:

Консультация «Развитие диалогической речи у дошкольника в условиях детского сада» Кунц Наталья Викторовна, воспитатель муниципального казённого образовательного учреждения Октябрьской средней общеобразовательной школы.

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется,.

Развитие связной речи ребенка через взаимодействие детского сада и семьи Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это.

Родительское собрание «Переход детей в среднюю группу детского сада» Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться.

Родительское собрание на тему «Роль семьи и детского сада в формировании здоровьесбережения детей» Подготовила воспитатель группы раннего возраста МБ ДОУ №106 «Лазурный» г. Симферополя Иванова Елена Николаевна Воспитатель: Болеет без.

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Форма проведения: семинар – практикум. Цель: Раскрытие.

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»Форма проведения.

Родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Вводное собрание. Кризис трёх лет» "Вводное собрание. Кризис трёх лет".Протокол №1. Цель родительского собрания: Заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь родителей.

Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в духе партнёрства» Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в духе партнёрства в деле образования и воспитания дошкольников» в разновозрастной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Опубликовано: 19 марта 2018 в 18:30
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД