Родительское собрание в первой мл. группе. «Логопедическая школа для родителей»

Венера Азнабаева
Родительское собрание в первой мл. группе. «Логопедическая школа для родителей»

Родительское собрание в первой младшей группе «Грибок»

Тема: Логопедическая школа для родителей

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей. Определение содержания и способов сотрудничества между семьёй и ДОУ, способствующего развитию ребёнка с нарушениями речи. Создание психолого-педагогических условий для эффективного взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и семьи в процессе целенаправленного воспитания детей. Получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправление речевых недостатков.

Ход собрания.

Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.

Именно в семье ребёнок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребёнка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.

Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий.

1. Родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Часто родители считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям. Важно не пропускать занятия логопеда.

2. Родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.

Для создания благотворной почвы для развития речи своего малыша родителям необходимо следить за своей речью (говорить короткими предложениями из 2-4 слов, повторяя их 2-3 раза, хвалить ребёнка за красивые высказывания, поощрять интерес к речевым играм (например: «Делай, что я сказала». Эти игры проводятся с одновременным показом действия, обозначенного словом.

Мы идём: топ-топ.

Ребёнок идёт за взрослым.

Побежали: шлёп-шлёп.

Ребёнок бежит за взрослым.

И устали: стоп!

Ребёнок останавливается вместе со взрослым., чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию, договариванию, например:

Кто умеет чисто мыться! – Я!

Кто водички не боится? – Я!

Кто съедает быстро кашку? – Я!

Угощает кашкой Машку? – Я!

Кто игрушки убирает? – Я!

Маме дома помогает? – Я!

Логопед знакомит родителей с материалами родительского уголка.

Я хочу предложить несколько направлений для оптимизации взаимодействия логопеда и родителей.

1. «Дни открытых дверей». Приходите в любой день, согласно графику работы учителя-логопеда, для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в ДОУ, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним различных специалистов.

Можно посетить как индивидуальные так и подгрупповые занятия. Занятия могут посещать не только папы и мамы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры – словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребёнком дома. Это необходимое условие, потому что в семье и образовательном учреждении к ребёнку должны предъявляться одинаковые требования. Родителям обязательно важно знать на практике то, что предстоит выполнять их ребёнку. Эти навыки помогают родителям проконтролировать правильность выполнения ребёнком задания и не позволяют исправлять правильное на неправильное (как показывает практика, это иногда случается).

а) Сейчас мы с вами выполним комплекс артикуляционной гимнастики.

(приложение «Планирование игр и упражнений по развитию артикуляционной моторики»). Родителям раздаются зеркала и они вместе с логопедом выполняют артикуляционную гимнастику.

б) Выполнить вместе с ребёнком игру, направленную на развитие мелкой моторики:

На полянке дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт Сложить ладошки домиком.

Мы ворота открываем,

Всех вас в домик приглашаем Развернуть ладошки.

Помахивание пальчиками

Стол стоит на толстой ножке Ладошка лежит на кулачке

Рядом стульчик у окошка Ладошка смотрит вверх и прижата к кулачку.

Два бочонка под столом Два кулачка

Вот какой мы видим дом Протянуть ладошки вперёд.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребёнка.

Вот некоторые движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, прищепками, пуговицами, резиновыми кольцами.

2. «Библиотечки для родителей» - создана в нашей группе для сбора популярной педагогической и психологической литературы, помогающей повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии, а также детских художественных книг, которые можно взять домой и прочитать детям.

Из логопедической литературы я познакомлю вас с основными логопедическими понятиями: с нормами речевого развития и речевыми недостатками и путями их исправления; с основами правильного произношения (расслабляющий массаж, артикуляционная гимнастика, фонематический слух (например: стул-стол, дом-том, кот-кит).

Чтобы увидеть динамику речевого развития своего ребёнка логопед предлагает родителям отметить галочкой тот показатель, который присутствовал у ребёнка в 2 года.

Показатели речевого развития ребёнка к двум годам в норме:

- понимает короткий рассказ (без показа действия) о знакомых событиях.

- выполняет инструкцию (до трёх поручений). Например: принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади её на стульчик.

- знает детали лица: губы, зубы, язык, уши и части тела.

- активный словарь приблизительно 200-300 слов.

- использует предложения из 2-3 слов.

- фраза не сформирована.

- начинает употреблять прилагательные, местоимения, предлоги, наречия.

- договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает.

- в 2-3-х предложениях рассказывает о том, что видит в данный момент.

- задаёт вопросы.

- называет предметы по картинке: а) по просьбе взрослого; б) самостоятельно.

- даёт себе оценку: «хороший», «большой».

- говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте».

Характеристика детей 2-3-х лет с задержкой речевого развития

В первую младшую группу для детей с отсутствием речи или крайне ограниченной речью принимаются дети с задержкой речевого развития.

Дети с задержкой речевого развития, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети гипервозбудимы, расторможены либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность – на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипковый» захват, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.

Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.

Активный словарь состоит из 5-10 слов модели: согласный звук гласный звук (СГ) (на, СГ-СГ (ма-ма).

Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один звук или один слог, как правило, ударный.

Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например: «ки» - киска, мех, волосы.

Дети с задержкой психоречевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова.

Как правило, такие дети, произносят лишь отдельные аморфные слова-корни: ма вместо мама, па вместо папа, ав – собака, би-би – машина и т. д. Их речевая подражательная деятельность либо совсем отсутствует, либо реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трёх плохо артикулируемых звуков: согласный+гласный или, наоборот, гласный+согласный.

Характерная особенность речи детей с задержкой психоречевого развития – неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.

3. «Игротека» функционирует в группе по принципу библиотеки и даёт возможность сориентировать родителей в выборе игр и дидактических пособий для занятий с ребёнком дома. Игры: мозаика, пирамидка, мисочки, вкладыши и др.

4. «Домашние задания» - составляется индивидуально для каждой семьи. Содержат конкретные задания, игры, упражнения.

5. «Видеотека» - содержит видеозаписи занятий. Родители могут просмотреть видеозапись занятия самостоятельно, задав вопросы специалистам, либо занятие сразу просматривается со специалистом, который даёт комментарии по ходу просмотра и по его окончании.

Публикации по теме:

План работы с родителями (1-й год обучения) Главное в работе любого ДОУ - сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развиие, обеспечение условий.

План работы с родителями в младшей группе на 2012–2013 учебный год План работы с родителями в младшей группе на 2012-2013 учебный год Работа с родителями на 2012-2013 учебный год Мероприятия / Ответственные.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Родительское собрание в первой мл. группе. «Логопедическая школа для родителей»
Опубликовано: 20 ноября 2012 в 19:13
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....