Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей»

Марина Телюк
Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей»

Родительское собрание

«Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка»

Подготовительная группа

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

Задачи:

1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

План проведения:

1. Беседа: «Что такое устное народное творчество, малые формы фольклора и их влияние на развитие детей».

2. Анализ анкет «Народное искусство в жизни вашей семьи».

3. Демонстрация использования приемов работы с малыми жанрами фольклора.

4. Создание книги сказок, придуманных и проиллюстрированных детьми со своими родителями.

5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

6. Разное (подготовка к новогоднему утреннику)

Форма: «Посиделки в «Русской избе»

Ход собрания: (звучит русская народная мелодия)

1. Хозяюшка (воспитатель I):

Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!

Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило!

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяюшка: Рады вас видеть у себя в гостях в нашей избе. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. Итак, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество». Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители высказывают свое мнение).

/Малые жанры фольклора -это небольшие по объему фольклорные произведения. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. /.

И, как говорил великий педагог Г. С. Виноградов, Фольклор в дошкольном учреждений –источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, свой творческий потенциал.

Входит Бабушка – Забавушка (воспитатель II):

- Здравствуйте, люди добрые! (поклон)

-В гости к вам пришла я Бабушка – Забавушка. Я краем уха слышала, о чем у вас тут речь шла. И вот что скажу: «Устное народное творчество с незапамятных времен бытует в среде детей, оказывая благотворное влияние на ребенка. Многие произведения народного творчества приспосабливались взрослыми или специально создавались для детей. Многочисленные жанры народного творчества вошли в детский фольклор.

А какие жанры устного народного творчества вы знаете? (родителям предлагаю написать на листочках жанры устного народного творчества и собрать из лепестков цветок).

1. Потешки

2. Считалки

3. Колыбельные песни

4. Пестушки

5. Прибаутки

6. Частушки

7. Заклички

8. Дразнилки

9. Небылицы (перевертыши)

10. Скороговорки

11. Пословицы

12. Поговорки

13. Загадки

14. Песни игровые и хороводные

Фольклорная сказка: о животных; волшебная; бытовая (новеллистическая).

Хозяюшка:

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. Где же, как не в русском народном фольклоре, нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития. Для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.

Предлагаю проанализировать ранее заполненные родителями анкеты.

Цель: Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

Анкета «Народное искусство в жизни вашей семьи»

1. Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа?

2. Какую одежду носили на Руси?

3. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?

4. Знаете ли Вы народные праздники и традиции? Какие?

5. Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?

6. Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки, потешки?

7. Поете ли Вы ребенку колыбельные песни?

8. Нужно ли ребенку давать толкования старославянских слов?

9. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

10. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

11. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знает ли о них ребенок?

12. Какие народные игры Вам знакомы? Играете ли Вы в них с ребенком?

13. Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуры в детском саду? Если «Да», то почему?

14. Ходите ли Вы в музеи?

2. Бабушка – Забавушка: «А мы припасли для вас забавушек на всякий вкус.

1

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечетки в трещотки,

Чайки в балалайки.

Играют, играют, всех потешают.

-Взрослые и дети любят играть и знают много разных игр. А что такое игра? Игра – это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке. Но не только! Есть игры, где нужно уметь петь, танцевать и даже исполнять роли. И наши дети сейчас продемонстрируют одну из таких игр.

Игра «К нам коза пришла …» (дети)

2

Бабушка – Забавушка: А как же проводится жеребьевка детей в разных играх? (при помощи считалок)

Дети встают в круг и произносят считалку.

3

«Туесок скороговорок»

Бабушка – Забавушка: Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей да как можно веселей!

Несколько родителей выходят прочитать скороговорки (чистоговорки)

4

Бабушка – Забавушка:

По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. "Поговорка, - говорит народ, - цветочек, пословица - ягодка".

Примеры: "Как две капли воды", "Один, как перст", "Ни дать, ни взять", "Как снег на голову", "На помине легок", "Не по дням, а по часам растет", "Ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать", "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Бабушка – Забавушка: Уважаемые родители, закончите пословицы:

• или «Угадай пословицу по картинке» (на экране)

5

Бабушка – Забавушка: Загадка- это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

Родителям предлагается вспомнить загадки.

6

Бабушка – Забавушка: И, наконец, сказки!

Сказка-ложь, да в ней намек-добрым молодцам урок!

Хозяюшка:

Пришло время создать нам книгу сказок, придуманных и проиллюстрированных нашими детьми со своими родителями.

Хозяюшка читает,

Хозяюшка:

- Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.

Публикации по теме:

«Использование малых форм фольклора для речевого развития младших дошкольников»«Использование малых форм фольклора для речевого развития младших дошкольников» Хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора». Речь –.

Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский Современное общество.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием малых форм фольклора .

Консультация для родителей «Влияние малых фольклорных форм на развитие младших дошкольников» Консультация для родителей на тему : ” Влияние малых фольклорных форм на развитие речи младших дошкольников. ” Автор: Киреева С. В., воспитатель.

План работы по самообразованию «Влияние детского фольклора на развитие речи детей» на 2015–2016 учебный год воспитателя Меметовой Д. И. Тема: Влияние детского фольклора на развитие речи детей. Актуальность: Детский фольклор обширная область устного.

Применение малых форм фольклора в речевом развитии у детей раннего возраста Работая с детьми раннего возраста, приходишь к выводу: для того чтобы правильно, грамотно организовать режимные моменты, провести игру.

Родительское собрание-лекция «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» (продолжение) Родительское собрание-лекция: «Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка» Продолжение А какому сказочному персонажу.

Родительское собрание в старшей группе «Влияние игровой деятельности на психическое развитие детей 5–6 лет»Родительское собрание в старшей группе «Влияние игровой деятельности на психическое развитие детей 5–6 лет» «Влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника». Цель: Познакомить родителей с особенностями развития детей старшего.

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР. Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства,.

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей»
Опубликовано: 26 марта 2016 в 20:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Летнее развлечение для детей среднего возраста на свежем воздухе.
Шарик улетает в небо. Дети на спортивной площадке. Звучит «самолёт» - летит Карлсон, бегает по кругу. Карлсон Посадку давай, мотор барахлит. Можно мне у...
Родительское собрание в младшей разновозрастной группе «Вот и стали мы на год взрослее»
Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее» 29. 05. 2018г младшая разновозрастная группа «Мишутка» Здравствуйте, уважаемые родители! Вот и...
Навстречу Чемпионату мира по футболу fifa 2018!
Навстречу Чемпионату мира по футболу fifa 2018! Вся страна с нетерпением ждёт приближения Чемпионата мира по футболу 2018, который пройдет с 14 июня по 15...
Индивидуальный образовательный маршрут в средней группе
Индивидуальный образовательный маршрут Дата заполнения: 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ Ф. И. О. ребенка: Дата рождения : Группа здоровья: вторая Возрастная группа:...
Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «Путешествие в весенний лес»
Тема: "Путешествие в весенний лес" ( 2 младшая группа) Цель: познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - оттиск смятой бумагой....