Конспект занятия по познавательному развитию. Родословная — старинная русская традиция.

Евгения Кузина
Конспект занятия по познавательному развитию. Родословная — старинная русская традиция.

Конспект занятия по познавательному развитию. Родословная — старинная русская традиция.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 208» Ленинского района г. Саратова

Кузиной Евгении Александровны

Родословная – старинная русская традиция.

Программное содержание:

Расширять представления дошкольников о семье: составе, истории, традициях, используя фотографии членов семьи и картину «Русская славянская семья».

Уточнить и обобщить знания о семье через взаимосвязь с домом.

Формировать элементарные представления о родословной и первичные навыки её построения.

Развивать речевую активность, совершенствуя умение составлять небольшие рассказы, используя схему и употребляя в речи фамилию, имя, отчество родных; закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

Развивать познавательный интерес, логическое мышлении при разгадывании кроссворда.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам, предкам.

Словарная работа:

родословная, генеалогическое древо.

Предшествующая работа:

Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, песен о семье, о доме.

Чтение произведений русского народного творчества: «Как рубашка в поле родилась», «Куй железо, пока горячо», «Как Мише сшили сюртук».

Повторение терминов родства: дедушка, бабушка, отец, мать, дядя, тетя, дочь, сын, племянница, муж, жена и т. д.); ласковых, уважительных, старинных форм терминов, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица. братец, тётушка, дядюшка.

Изготовление семейных альбомов.

Составление рассказов о семье.

Составление дома, совместно с родителями кроссвордов о семье.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал.

Воспитатель: Сегодня наше занятие будет проходить в музыкальном зале. Тема нашего занятия: «Родословная — русская народная традиция».

(Детям предлагается пройти к изображениям разнообразных деревенских домов: старинных и современных)

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в деревне.

Из какого материала в деревне построены дома?

Дети: Деревянные, кирпичные, щитовые.

Игра «Найди русскую избу»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на изображения домов и скажите, где русская изба? (Дети показывают)

Как вы узнали русскую избу?

Дети: Она построена из бревен.

Воспитатель: Почему в старину на Руси избы строили из бревен?

Дети: Раньше не было кирпича, не умели его делать. Кругом было много леса. Дома построенные из бревен были очень теплые.

Воспитатель: Какие по размеру строили раньше дома? Почему

Дети: Дома в деревнях строили большие, просторные, т. к. в них жили большие семьи.

Воспитатель: А что значит: «Семья сильна, когда над ней крыша одна»?

Дети: Это значит, что под одной крышей жили : деды и отцы, внуки и правнуки.

Воспитатель: Объясните пословицу: «Семья в куче — не страшна и туча»

Дети: Беды и несчастья легче пережить всем вместе, одной большой семьей.

Воспитатель: Послушайте пословицы, о ком в них говорится?

Какие корешки, такие и вершки — какие родители, такие и дети.

Какова мать, такова и дочь.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дети: В этих пословицах говорится о родителях, детях, о семье.

(Воспитатель приглашает детей войти в русскую избу, где их встречает Матушка с хлебом солью.)

Матушка: Дорогих гостей встречаю

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

День добрый детушки — касатушки!

Проходите, не стесняйтесь,

По удобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки.

• Прошу вас посмотреть на картину моей семьи. Что изображено на картине?

Дети: Русская изба и большая семья.

Матушка: Эта картина отражает современную жизнь, или рассказывает о прошлом? Почему вы так решили?

Дети: Рассказывает о прошлом : «Люди одеты в старинную русскую одежду, в избе стены деревянные, стоит русская печь, много старинных предметов быта: деревянные ложки, кубки, ухват, горшки, прялка, сундук, лавки, деревянные ведра.»

Матушка: Как вы думаете, люди на картине чужие или родные?

Дети: Эти люди родные.

Матушка: Как можно назвать их одним словом?

Дети: Это большая семья.

- Найдите и покажите на картине самых старших членов этой большой семьи?

Дети: Это дедушка и бабушка.

- Назовите других членов этой большой семьи? Покажите.

Дети: Это отец, мать, три сына (старший, средний, младший, их дочь, маленькая девочка- это племянница отца и матери. И отец девочки- брат главы семейства.

Сколько же поколений родственников проживает в этой семье?

Дети: Три поколения.

Каких?

Дети: - 1 поколение – дедушка, бабушка.

- 2 поколение – отец и мать.

- 3 поколение – самое младшее – дети.

Почему на картине молодые люди стоят перед родителями?

Дети: Они выражают свое уважение к старшим членам семьи.

Как раньше обращались к старшим, к родителям?

Дети: Уважительно на «Вы» ; отца величали- батюшка, мать – матушка.

Знаете ли вы пословицы о родителях и о родственниках? Назовите их.

Дети:

• Всякой матери свое дитя мило.

• Жалей отца с матерью, других не найдешь.

• Материнская ласка конца не знает.

• Нет родней дружка, чем родима матушка.

• Изба детьми весела.

• Полна хата детей, так и счастье в ней.

• Сердце матери лучше солнца греет.

Матушка: Кто такие предки?

Дети: Это наши родные, которые жили за долго до нашего рождения, пере нами. Мы их потомки. (Предок – старославянское – «тот, кто был перед нами».)

Ребенок: Стихотворение: «Прадеды» Г. Граудин

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в нашей группе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь знал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долото не сладит,

Но прадед был из столяров,

С пилою пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже…

Звуча, как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

Матушка: Раньше предки были не только вежливыми, заботливыми и внимательными, но самое главное — трудолюбивыми.

Вот, например, свои знания в изготовлении холста родители передавали своим детям через игру, через песни. Их традиции дошли и до нас.

Ребенок: Мы гордимся стариной,

Стала нам она роднёй.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

(Дети исполняют песню «Ты удайся, удайся наш лён».)

Лен ты наш зеленый,

При горе, при крутой.

Уж мы сеяли- да сеяли ленок,

Уж мы, сеяв, приговаривали

Чоботами приколачивали:

Припев:

Ты удайся, удайся, наш лен,

Ты удайся, наш белый ленок. (2 раза)

Уж мы дергали, дергали лен,

Уж мы, дергав, приговаривали:

Припев:

Мы мочили, мочили ленок,

Мы,мочивши, приговаривали:

Припев:

Мы сушили, сушили ленок,

Мы, сушивши, приговаривали:

Припев:

Уж мы мяли, мы мяли ленок,

Уж мы мявши, приговаривали:

Припев:

Мы чесали, мы чесали ленок,

Мы чесавши, приговаривали:

Припев:

Уж мы пряли, мы пряли ленок,

Уж мы прявши, приговаривали:

Припев:

Уж мы ткали, мы ткали ленок,

Уж мы ткавши, приговаривали:

Припев:

(Дети водят хоровод и выполняют движения в соответствии с текстом песни.)

.Матушка: Что такое традиции?

Дети: Это обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Матушка: Назовите традиции ваших предков?

Дети: Новый год - украшали елку, водили хоровод, катались с гор.

Пасха – пекли куличи, красили яйца, прославляли Иисуса Христа.

Крещение – набирали святую воду, купались в проруби.

Рождество - колядовали, гадали.

Свадебные традиции – невеста в белом, мать дарила драгоценное украшение, которое передавалось из поколения в поколение.

Матушка : Как много разных традиций мы сейчас услышали. Но самая замечательная традиция — это как можно больше знать о своих родных, родственниках, предках. Это традиция вести родословную.

• Что же такое родословная?

Дети: Это рассказ о своей семье, о предках.

Что такое семь?

Дети: Семья это духовный союз людей. Это дом, дети и родители, дедушки и бабушки. Это любовь и заботы, печали и радости, традиции и привычки.

Ребёнок читает стихотворение «Семья»

Когда-то о нем не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богине моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

«Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я»

Сказала она знаменитых семь «Я» -

Вот так на земле появилась семья.

Воспит. : Спасибо, Матушка, за гостеприимство. А нам пора идти дальше.

Семья — это самое главное, что есть у человека в жизни, поэтому во все времена русский народ слагал пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним.

Так по дорожке весело шагая,

Пословицы называя,

Ножками на следы наступая,

Мы немного прогуляемся.

(Дети шагают по следам и называют пословицы.)

Дети:

• Вся семья в месте, так и душа на месте.

• В семье и каша гуще.

• Дерево держится корнями, а человек семьей.

• В хорошей семье и хорошие дети растут.

• На что клад, коли в семье лад.

• Согласье в семье – богатство.

• Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Воспит. : Посмотрите внимательно на фотографии и вспомните картину русской семьи. Кто на них изображен и что их объединяет?

Дети: На фотографиях и картине изображены родители и дети. Это семьи.

Воспитатель: Все семьи одинаковые или они чем-то отличаются друг от друга?

Дети: Они, конечно отличаются друг от друга. У них разные внешности, разные профессии, разный образ жизни.

Воспит. : Действительно, семьи такие разные, но во многом они похожи.

Чем же они похожи?

Дети: Семьи похожи друг на друга членами семьи – мама, папа, дети, бабушки и дедушки.

Что же нужно знать о семье, чтобы составить родословную?

Посмотрите внимательно на фотографии своих родственников и на схему. Использую их, составьте рассказ о своей семье.

(Дети рассказывают о семье)

Ребенок: В нашей семье живет три поколения родственников.

Дедушка – Ф. И. О

Бабушка – Ф. И. О.

Папа – Ф. И. О.

Мама – Ф. И. О.

Сестра – Ф. И. О.

И я – Ф. И. О.

Самые старшие и главные в нашей семье, это дедушка и бабушка. Они много знают, дают правильные и нужные советы родителям и нам, детям. У них большой жизненный опыт.

Дедушка работает (где, кем), у него есть награды за хороший и добросовестный труд.

Бабушка тоже работает (где, кем).

Мама работает (где, кем).

Папа работает (где, кем).

Сестра ходит в детский сад, во вторую младшую группу. А я посещаю подготовительную группу детского сада. Наша семья очень дружная, гостеприимная. Это нам передалось от наших предков.

(Три, четыре ребенка рассказывают о своих семьях.)

Воспитатель : Спасибо вам за ваши интересные рассказы о своих семьях. Предлагаю вам, разгадывая кроссворд, сказать, какая должна быть семья.

(Детям предлагается КРОССВОРД)

Д о м

б е Р е з а

д е д У ш к а

д е н ь р о Ж д е н и е

в Н у ч о к

м А м а

с е м ь Я

Воспитатель: загадывает ЗАГАДКИ:

Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет.

(Дом)

Стоит Алена – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

(беРеза)

Самый старший член семьи?

(дедУшка)

Самый радостный для

Каждого человека день,

Который бывает только

Раз в году, и у каждого

Он свой.

(день роЖдение)

Конечно, бабушка должна

Вязать носки и рукавицы,

Но из-за порванных штанов

Должна ли бабушка сердиться?

На стене висит крючок,

Любит бабушку внучек.

(вНучок)

Больше всего на свете

Я люблю?

(мАму)

Папа, мама, старший брат,

Маша, дедушка Игнат-

Много разной тут родни.

А все вместе кто они?

(семьЯ)

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.

Психогимнастика.

Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься).

У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх).

Растет стебелек (вытягивается тело).

Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент — бутоны лопаются. (резко разжимаются кулачки).

Росток превращается в цветущее дерево.

Воспит. : А теперь посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Каждое дерево — это ваша семья. Подойдите каждый к своему дереву. На тарелочках лежат цветы с фотографиями ваших родственников. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо, начиная с самых старших.

(Дети прикрепляют фотографии к деревьям)

Воспит. : Вот и зацвели ваши деревья. Теперь мы видим сколько человек у каждого из вас в семье. Сколько поколений живет в ней. Как они выглядят. Кого больше в вашем роду: мужчин или женщин.

Из ваших деревьев получился цветущий сад.

А мы с вами сейчас, где находимся?

Дети: Мы находимся в детском саду.

Воспит. : В детском саду вы проводите много времени, друг друга любите, уважаете, заботитесь друг о друге - и этим очень похожи на семью.

Предлагаю на следующем занятии составить генеалогическое древо нашего детского сада.

Воспит. : В старину наши предки собирались вместе, любили водить хороводы. Возьмемся за руки и по традиции запоём.

(Дети исполняют песню «Дружная песенка»).

Если случится с тобой что-нибудь

Вдруг, вдруг, вдруг,

Знай, что тебе может радость вернуть

Друг, друг, друг.

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Дружбе всюду открыт путь,

Дружбе верен всегда будь.

Ветры зовут и зовут облака

Вдаль, вдаль, вдаль.

Если ты друга не встретил пока, –

Жаль, жаль, жаль.

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Дружбе всюду открыт путь,

Дружбе верен всегда будь.

Песня не зря собирает друзей

В круг, в круг, в круг:

Хмурый денёк может сделать светлей

Друг, друг, друг.

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Дружбе всюду открыт путь,

Дружбе верен всегда будь.

Публикации по теме:

«Хрустальная капель 2012» .

Светлая седьмица!Светлая седьмица! Я хочу ещё вас вернуть к светлым дням! Пасхальные праздники длятся неделю! В Пасху, как и в Рождество, принято ходить друг к другу в гости.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию. Родословная — старинная русская традиция.
Опубликовано: 20 апреля 2012 в 11:15
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...
Фоторепортаж «День государственного флага России на Поклонной горе»
С целью закрепить представление о государственных символах России у ребенка семи лет, 22 августа мы отправились в Парк Победы на Поклонной горе. Именно...
Мастер-класс по изготовлению поделки «Солнышко лучистое»
Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. В последнее время все более актуальной становится тема создания развивающих пособий,...