Конспект занятия по познавательному развитию. Родословная — старинная русская традиция.

Евгения Кузина
Конспект занятия по познавательному развитию. Родословная — старинная русская традиция.

Конспект занятия по познавательному развитию. Родословная — старинная русская традиция.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 208» Ленинского района г. Саратова

Кузиной Евгении Александровны

Родословная – старинная русская традиция.

Программное содержание:

Расширять представления дошкольников о семье: составе, истории, традициях, используя фотографии членов семьи и картину «Русская славянская семья».

Уточнить и обобщить знания о семье через взаимосвязь с домом.

Формировать элементарные представления о родословной и первичные навыки её построения.

Развивать речевую активность, совершенствуя умение составлять небольшие рассказы, используя схему и употребляя в речи фамилию, имя, отчество родных; закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

Развивать познавательный интерес, логическое мышлении при разгадывании кроссворда.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам, предкам.

Словарная работа:

родословная, генеалогическое древо.

Предшествующая работа:

Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок, песен о семье, о доме.

Чтение произведений русского народного творчества: «Как рубашка в поле родилась», «Куй железо, пока горячо», «Как Мише сшили сюртук».

Повторение терминов родства: дедушка, бабушка, отец, мать, дядя, тетя, дочь, сын, племянница, муж, жена и т. д.); ласковых, уважительных, старинных форм терминов, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица. братец, тётушка, дядюшка.

Изготовление семейных альбомов.

Составление рассказов о семье.

Составление дома, совместно с родителями кроссвордов о семье.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал.

Воспитатель: Сегодня наше занятие будет проходить в музыкальном зале. Тема нашего занятия: «Родословная — русская народная традиция».

(Детям предлагается пройти к изображениям разнообразных деревенских домов: старинных и современных)

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в деревне.

Из какого материала в деревне построены дома?

Дети: Деревянные, кирпичные, щитовые.

Игра «Найди русскую избу»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на изображения домов и скажите, где русская изба? (Дети показывают)

Как вы узнали русскую избу?

Дети: Она построена из бревен.

Воспитатель: Почему в старину на Руси избы строили из бревен?

Дети: Раньше не было кирпича, не умели его делать. Кругом было много леса. Дома построенные из бревен были очень теплые.

Воспитатель: Какие по размеру строили раньше дома? Почему

Дети: Дома в деревнях строили большие, просторные, т. к. в них жили большие семьи.

Воспитатель: А что значит: «Семья сильна, когда над ней крыша одна»?

Дети: Это значит, что под одной крышей жили : деды и отцы, внуки и правнуки.

Воспитатель: Объясните пословицу: «Семья в куче — не страшна и туча»

Дети: Беды и несчастья легче пережить всем вместе, одной большой семьей.

Воспитатель: Послушайте пословицы, о ком в них говорится?

Какие корешки, такие и вершки — какие родители, такие и дети.

Какова мать, такова и дочь.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дети: В этих пословицах говорится о родителях, детях, о семье.

(Воспитатель приглашает детей войти в русскую избу, где их встречает Матушка с хлебом солью.)

Матушка: Дорогих гостей встречаю

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

День добрый детушки — касатушки!

Проходите, не стесняйтесь,

По удобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки.

• Прошу вас посмотреть на картину моей семьи. Что изображено на картине?

Дети: Русская изба и большая семья.

Матушка: Эта картина отражает современную жизнь, или рассказывает о прошлом? Почему вы так решили?

Дети: Рассказывает о прошлом : «Люди одеты в старинную русскую одежду, в избе стены деревянные, стоит русская печь, много старинных предметов быта: деревянные ложки, кубки, ухват, горшки, прялка, сундук, лавки, деревянные ведра.»

Матушка: Как вы думаете, люди на картине чужие или родные?

Дети: Эти люди родные.

Матушка: Как можно назвать их одним словом?

Дети: Это большая семья.

- Найдите и покажите на картине самых старших членов этой большой семьи?

Дети: Это дедушка и бабушка.

- Назовите других членов этой большой семьи? Покажите.

Дети: Это отец, мать, три сына (старший, средний, младший, их дочь, маленькая девочка- это племянница отца и матери. И отец девочки- брат главы семейства.

Сколько же поколений родственников проживает в этой семье?

Дети: Три поколения.

Каких?

Дети: - 1 поколение – дедушка, бабушка.

- 2 поколение – отец и мать.

- 3 поколение – самое младшее – дети.

Почему на картине молодые люди стоят перед родителями?

Дети: Они выражают свое уважение к старшим членам семьи.

Как раньше обращались к старшим, к родителям?

Дети: Уважительно на «Вы» ; отца величали- батюшка, мать – матушка.

Знаете ли вы пословицы о родителях и о родственниках? Назовите их.

Дети:

• Всякой матери свое дитя мило.

• Жалей отца с матерью, других не найдешь.

• Материнская ласка конца не знает.

• Нет родней дружка, чем родима матушка.

• Изба детьми весела.

• Полна хата детей, так и счастье в ней.

• Сердце матери лучше солнца греет.

Матушка: Кто такие предки?

Дети: Это наши родные, которые жили за долго до нашего рождения, пере нами. Мы их потомки. (Предок – старославянское – «тот, кто был перед нами».)

Ребенок: Стихотворение: «Прадеды» Г. Граудин

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в нашей группе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь знал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долото не сладит,

Но прадед был из столяров,

С пилою пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже…

Звуча, как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

Матушка: Раньше предки были не только вежливыми, заботливыми и внимательными, но самое главное — трудолюбивыми.

Вот, например, свои знания в изготовлении холста родители передавали своим детям через игру, через песни. Их традиции дошли и до нас.

Ребенок: Мы гордимся стариной,

Стала нам она роднёй.

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

(Дети исполняют песню «Ты удайся, удайся наш лён».)

Лен ты наш зеленый,

При горе, при крутой.

Уж мы сеяли- да сеяли ленок,

Уж мы, сеяв, приговаривали

Чоботами приколачивали:

Припев:

Ты удайся, удайся, наш лен,

Ты удайся, наш белый ленок. (2 раза)

Уж мы дергали, дергали лен,

Уж мы, дергав, приговаривали:

Припев:

Мы мочили, мочили ленок,

Мы,мочивши, приговаривали:

Припев:

Мы сушили, сушили ленок,

Мы, сушивши, приговаривали:

Припев:

Уж мы мяли, мы мяли ленок,

Уж мы мявши, приговаривали:

Припев:

Мы чесали, мы чесали ленок,

Мы чесавши, приговаривали:

Припев:

Уж мы пряли, мы пряли ленок,

Уж мы прявши, приговаривали:

Припев:

Уж мы ткали, мы ткали ленок,

Уж мы ткавши, приговаривали:

Припев:

(Дети водят хоровод и выполняют движения в соответствии с текстом песни.)

.Матушка: Что такое традиции?

Дети: Это обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Матушка: Назовите традиции ваших предков?

Дети: Новый год - украшали елку, водили хоровод, катались с гор.

Пасха – пекли куличи, красили яйца, прославляли Иисуса Христа.

Крещение – набирали святую воду, купались в проруби.

Рождество - колядовали, гадали.

Свадебные традиции – невеста в белом, мать дарила драгоценное украшение, которое передавалось из поколения в поколение.

Матушка : Как много разных традиций мы сейчас услышали. Но самая замечательная традиция — это как можно больше знать о своих родных, родственниках, предках. Это традиция вести родословную.

• Что же такое родословная?

Дети: Это рассказ о своей семье, о предках.

Что такое семь?

Дети: Семья это духовный союз людей. Это дом, дети и родители, дедушки и бабушки. Это любовь и заботы, печали и радости, традиции и привычки.

Ребёнок читает стихотворение «Семья»

Когда-то о нем не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богине моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

«Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я»

Сказала она знаменитых семь «Я» -

Вот так на земле появилась семья.

Воспит. : Спасибо, Матушка, за гостеприимство. А нам пора идти дальше.

Семья — это самое главное, что есть у человека в жизни, поэтому во все времена русский народ слагал пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним.

Так по дорожке весело шагая,

Пословицы называя,

Ножками на следы наступая,

Мы немного прогуляемся.

(Дети шагают по следам и называют пословицы.)

Дети:

• Вся семья в месте, так и душа на месте.

• В семье и каша гуще.

• Дерево держится корнями, а человек семьей.

• В хорошей семье и хорошие дети растут.

• На что клад, коли в семье лад.

• Согласье в семье – богатство.

• Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Воспит. : Посмотрите внимательно на фотографии и вспомните картину русской семьи. Кто на них изображен и что их объединяет?

Дети: На фотографиях и картине изображены родители и дети. Это семьи.

Воспитатель: Все семьи одинаковые или они чем-то отличаются друг от друга?

Дети: Они, конечно отличаются друг от друга. У них разные внешности, разные профессии, разный образ жизни.

Воспит. : Действительно, семьи такие разные, но во многом они похожи.

Чем же они похожи?

Дети: Семьи похожи друг на друга членами семьи – мама, папа, дети, бабушки и дедушки.

Что же нужно знать о семье, чтобы составить родословную?

Посмотрите внимательно на фотографии своих родственников и на схему. Использую их, составьте рассказ о своей семье.

(Дети рассказывают о семье)

Ребенок: В нашей семье живет три поколения родственников.

Дедушка – Ф. И. О

Бабушка – Ф. И. О.

Папа – Ф. И. О.

Мама – Ф. И. О.

Сестра – Ф. И. О.

И я – Ф. И. О.

Самые старшие и главные в нашей семье, это дедушка и бабушка. Они много знают, дают правильные и нужные советы родителям и нам, детям. У них большой жизненный опыт.

Дедушка работает (где, кем), у него есть награды за хороший и добросовестный труд.

Бабушка тоже работает (где, кем).

Мама работает (где, кем).

Папа работает (где, кем).

Сестра ходит в детский сад, во вторую младшую группу. А я посещаю подготовительную группу детского сада. Наша семья очень дружная, гостеприимная. Это нам передалось от наших предков.

(Три, четыре ребенка рассказывают о своих семьях.)

Воспитатель : Спасибо вам за ваши интересные рассказы о своих семьях. Предлагаю вам, разгадывая кроссворд, сказать, какая должна быть семья.

(Детям предлагается КРОССВОРД)

Д о м

б е Р е з а

д е д У ш к а

д е н ь р о Ж д е н и е

в Н у ч о к

м А м а

с е м ь Я

Воспитатель: загадывает ЗАГАДКИ:

Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет.

(Дом)

Стоит Алена – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

(беРеза)

Самый старший член семьи?

(дедУшка)

Самый радостный для

Каждого человека день,

Который бывает только

Раз в году, и у каждого

Он свой.

(день роЖдение)

Конечно, бабушка должна

Вязать носки и рукавицы,

Но из-за порванных штанов

Должна ли бабушка сердиться?

На стене висит крючок,

Любит бабушку внучек.

(вНучок)

Больше всего на свете

Я люблю?

(мАму)

Папа, мама, старший брат,

Маша, дедушка Игнат-

Много разной тут родни.

А все вместе кто они?

(семьЯ)

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем.

Психогимнастика.

Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься).

У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх).

Растет стебелек (вытягивается тело).

Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент — бутоны лопаются. (резко разжимаются кулачки).

Росток превращается в цветущее дерево.

Воспит. : А теперь посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Каждое дерево — это ваша семья. Подойдите каждый к своему дереву. На тарелочках лежат цветы с фотографиями ваших родственников. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо, начиная с самых старших.

(Дети прикрепляют фотографии к деревьям)

Воспит. : Вот и зацвели ваши деревья. Теперь мы видим сколько человек у каждого из вас в семье. Сколько поколений живет в ней. Как они выглядят. Кого больше в вашем роду: мужчин или женщин.

Из ваших деревьев получился цветущий сад.

А мы с вами сейчас, где находимся?

Дети: Мы находимся в детском саду.

Воспит. : В детском саду вы проводите много времени, друг друга любите, уважаете, заботитесь друг о друге - и этим очень похожи на семью.

Предлагаю на следующем занятии составить генеалогическое древо нашего детского сада.

Воспит. : В старину наши предки собирались вместе, любили водить хороводы. Возьмемся за руки и по традиции запоём.

(Дети исполняют песню «Дружная песенка»).

Если случится с тобой что-нибудь

Вдруг, вдруг, вдруг,

Знай, что тебе может радость вернуть

Друг, друг, друг.

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Дружбе всюду открыт путь,

Дружбе верен всегда будь.

Ветры зовут и зовут облака

Вдаль, вдаль, вдаль.

Если ты друга не встретил пока, –

Жаль, жаль, жаль.

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Дружбе всюду открыт путь,

Дружбе верен всегда будь.

Песня не зря собирает друзей

В круг, в круг, в круг:

Хмурый денёк может сделать светлей

Друг, друг, друг.

Припев:

Мир похож на цветной луг,

Если рядом с тобой друг.

Дружбе всюду открыт путь,

Дружбе верен всегда будь.

Публикации по теме:

«Хрустальная капель 2012» .

Светлая седьмица!Светлая седьмица! Я хочу ещё вас вернуть к светлым дням! Пасхальные праздники длятся неделю! В Пасху, как и в Рождество, принято ходить друг к другу в гости.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию. Родословная — старинная русская традиция.
Опубликовано: 20 апреля 2012 в 11:15
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...