Роль деятельности в развитии речи детей раннего возраста.

Светлана Дружинина
Роль деятельности в развитии речи детей раннего возраста.

Роль развития речи ребёнка впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процесс воспитания, памяти, мышления, совершенствует всю детскую деятельность и «Социализацию» ребёнка (частности, его отношения с окружающими взрослыми и другими детьми). Сотрудничество ребёнка с взрослыми, начинается очень рано. Ребёнок вскоре после рождения начинает отличать человеческий голос от других звуков. Присутствие взрослого стимулирует общение. Дети начинают говорить только в присутствие взрослого и по их требованию, поэтому нужно чаще разговаривать с детьми впервые дни жизни. Сначала развивается эмоциональное общение, постепенно становиться деловым сотрудничеством.

Речевое сотрудничество дошкольников осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде, быту, учебе.

Игра – ведущая деятельность ребёнка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуще воображаемая ситуация. Благодаря ней ребёнок учиться мыслить о реальных вопросах и возникновения замысла в игре.

В работе с детьми третьего года жизни используют многие обучающие игры, которые постепенно приближают к первым сюжетно-ролевым играм. В первых совместных играх-драматизациях (по р. н. с. «Колобок», «Теремок» и т. д.) дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально выразительные средства. Малыши учатся говорить за персонажей сказки: мышку, медведя, изменяя интонацию, темп речи, эмоциональную окраску.

В обучающихся играх с детьми продолжают уточняться, расширяться знания малышей о значении предметов, о действиях с ними. При этом используются как предметно-игровые действия с игрушками, так и действия с игрушками-заменителями и воображаемыми предметами.

Важно побуждать детей к замене хорошо известных действий, предметов – словом. Речь не только сопровождает игру, но и включается в неё как способ решения игровых задач.

В сюжетно-ролевых играх совершенствуется диалогическая речь. Возникает потребность в связной монологической речи. Идёт интенсивное овладение языком, словарь обогащается и грамматическим строем, в результате чего речь становиться более связной и понятливой. Не всякая игра положительно влияет на детскую речь. Прежде всего, игра должна быть содержательной. Необходимо следить за правильным употреблением слов, так как в играх дети отражают привычные жизненные ситуации. И часто используют неправильные речевые стереотипы.

Детская речь совершенствуется только с помощью взрослого. Поэтому необходимо участие педагога во всех детских играх, обсуждения замысла и хода игры. Привлечь внимание детей к новым словам или игровой терминологии, нужно беседовать с детьми о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры обогащают словарь и воспитывают звуковую культуру речи (считалки, заклички).

Игры-драматизации развивают речевую активность и воспитывают интерес к художественной литературе.

Дидактические и настольно-печатные игры помогают решать все задачи развития речи: закреплять, уточнять и активизировать словарь детей, учат быстро выбирать нужное слово, упражняют изменять и образовывать слово, развивают объяснительную речь.

Развитие речи в процессе труда: пополняется словарь детей названиями предметов труда, качеств предметов, трудовыми действиями; проговариваются достигнутые результаты. В труде малышей большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, связанный с самообслуживание, соблюдением культурно-гигиенических навыков, поддерживанием порядка в групповой комнате и на участке.

Развитие речи в быту: помогает усваивать бытовой словарь; развивает диалогическую речь; воспитывает культуру речевого поведения.

Очень важно для развития речи общение со сверстниками: дети планируют действия; предлагают или просят помощь; взаимодействуя друг с другом, координируют свои действия.

Полезно общение малыша с детьми старшего возраста. Малыш активно поражает действиям и речи старшего. Усваивает новые слова, овладевает ролевой речью, учиться простейшим видам рассказывания.

Одним из основных средств развития речи является обучение. Обучение – это целенаправленный и планомерный процесс. При котором дети овладевают определенным кругом речи. Важнейшей формой обучения являются специальные занятия, на которых становятся и целенаправленно решаются задачи развития речи. Занятия с детьми носят игровой характер. Однако они имеют определенные цели, задачи, средства осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.

В целях развития речи и ориентировки в окружающем можно проводить занятия:

- по картинкам и книжкам, рассматривание сюжетных картин, например: «Домашние животные», лото «Ку-ка-ре-ку», «Парные картинки», «Большие и маленькие»;

- выполнение заданий по инструкции воспитателя;

- дидактические игры «Угадай, что изменилось?» на внимание и активизацию словаря;

- упражнения на артикуляцию звуков, отчетливое произношение звуков, подражающих слов, несложных фраз;

- развернутые сюжетные показы (кукольный театр и т. п.);

- организационное наблюдение за окружающим (целевые прогулки – экскурсии по участку и за его пределами);

- рассказывание без показа игрушек, картинок (рассказы, стихи, сказки, загадки).

Большое место на занятиях занимает не только процесс обучения новым словам, но и расширения представлений, развитие ориентировки в окружающем.

В младших группах преобладают занятия с игрушками. Игры-занятия проводятся, как разговор воспитателя с детьми и сопровождаются игровыми действиями:

- дидактические игры с игрушками в зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, подбирают 2-3 игрушки, которые предварительно рассматривались;

- рассказ воспитателя с привлечением детей - дети дополняют рассказ недостающими словами или словосочетаниями;

- хороводные игры – обогащают словарь, дети поют или произносят текст и сопровождают его действиями;

- рассматривание картин – используют предметные и сюжетные картинки. Предметные уточняют и закрепляют предметы, их признаки. Сюжетные картинки служат для активизации словаря;

- художественная литература - обогащает словарь малышей, очень ценны сказки, потешки, прибаутки, художественное слово на прогулках, режимных моментах, словарь детей обогащается меткими выражениями;

- простые словарные упражнения – это доступные задания на словообразования.

Специальная словарная работа уже в младшей группе способствует более интенсивному обогащению словаря.

Занятия лепкой, рисованием одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог к игрушечным персонажам или взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Таким образом, важно, чтобы развитие речи, начатое в одном виде деятельности продолжалось в другом, уточняясь, двигаясь, меняясь с возрастом детей.

Публикации по теме:

Кружок Угадай-ка. Математика может и должна играть особую роль образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради.

Особенности развития речи детей раннего возраста Особенности развития речи детей раннего возраста Второй год жизни – это пора становления и быстрого совершенствования речи. Осваивая родную.

Автор публикации:
Роль деятельности в развитии речи детей раннего возраста.
Опубликовано: 7 февраля 2013 в 21:53
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...