Роль детского межвозрастного взаимодействия в реализации приоритетного направления ДОУ

Марина Юрьевна Коннова
Роль детского межвозрастного взаимодействия в реализации приоритетного направления ДОУ

Россия, Вологодская область, г. Череповец

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 26»

Выступление на городских педагогических чтениях «Вместе весело шагать» (использование педагогических технологий в реализации приоритетного направления деятельности ДОУ)

Тема: «Роль детского межвозрастного взаимодействия в реализации приоритетного направления ДОУ»

Авторы:

педагог-психолог Марина Юрьевна Коннова

воспитатель Елена Юрьевна Манжосова

Наш детский сад является садом комбинированного вида. Из 11 функционирующих групп – 5 с оздоровительной направленностью. Их посещают дети с сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями почек. В соответствии с этим приоритетным направлением работы нашего детского сада является физкультурно-оздоровительное, в рамках которого проводится работа по межвозрастному взаимодействию детей.

Так, в начале учебного года в старшей группе был проведён День добра. Его цель – формировать представление у детей о доброте как важном человеческом факторе и поощрять стремление ребёнка совершать добрые поступки. Воспитанники сами предложили список добрых дел, в которые вошли и мероприятия межгруппового взаимодействия. Был разработан перспективный план сотрудничества старшей и 2-й младшей группы, определены сроки, методы и формы работы.

Мероприятия акций «Старшие – младшим» проводились в течение всего учебного года, в том числе – во время тематических недель, проходящих в детском саду, и решали задачи программы «От рождения до школы» различных образовательных областей, но образовательные области «Социализация», «Коммуникация» и «Здоровье» были в приоритете. Например, в октябре на тематической неделе «Формирование здорового образа жизни» воспитанники старшей группы участвовали в Дне здоровья вместе со 2-й младшей группой. Старшие дошкольники провели познавательное развлечение для воспитанников младшей группы на тему «Зачем надо мыть руки». Малыши продолжали формировать потребность в соблюдении навыков гигиены: умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, а старшие дошкольники - формировать привычку следить за чистотой рук и тела.

В гости к малышам пришла Красная шапочка и хотела угостить их пирожками. Но, появившийся Мойдодыр рассказал детям, что на руках малышей притаились микробы и ждут, когда же попадут к малышам в рот. Дети быстро догадались, что лучший способ избавиться от микробов – вымыть руки с мылом. Старшие предложили свою помощь: вскоре руки заскрипели от чистоты и запахли душистым мылом, а затем пирожки были дружно съедены. Старшие рассказали, что за чистотой рук надо следить постоянно, ведь чистые руки-преграда микробам.

Было проведено и совместная познавательная встреча «Фрукты - полезные продукты».

Старшие дошкольники решили пригласить малышей в гости и сделать угощение-сюрприз. В группе обсуждали, какое это может быть угощение: конфеты и печенье, бутерброды с чаем или фрукты. Решили, что самым полезным угощением будут фрукты. Были предложены разные способы их подачи: положить целыми на тарелки, разрезать на кусочки, сделать салат, но остановились на десерте – фруктовые шашлычки.

Пока готовились к встрече, старшие воспитанники изучили сколько и какие витамины находятся в каждом фрукте; как они влияют на здоровье и как важно для человека правильное питание. Каждый попробовал себя в роли повара. О полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека старшие дети и решили рассказать малышам на встрече. Так состоялась познавательная встреча «Фрукты – полезные продукты» в результате которой малыши получили представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека, а старшие дошкольники выявили зависимость здоровья человека от правильного питания.

В ноябре – на неделе «Игра и игрушка» старшие учили малышей рассказывать стихи руками, а они в свою очередь показали старшим дошкольникам свою пальчиковую гимнастику.

Вместе мы не раз проводили утреннюю зарядку - ведь делать упражнения в разновозрастных парах - это так интересно! Утренняя гимнастика поднимает настроение и даёт заряд бодрости на целый день. Раз в неделю мы проводили совместную утреннюю гимнастику и старшие и младшие старались не опаздывать на неё утром. Старшие дошкольники помогли сделать малышам атрибуты для проведения утренней зарядки и теперь они с удовольствием пользуются ими.

Движение-это то же здоровье, поэтому мы научили малышей танцевать весёлый танец, они часто танцуют его в группе и на совместных групповых развлечениях.

Когда закончилась осень, и одежды стало много, мы помогали малышам одеваться на прогулку. Малыши учились обращаться за помощью, а старшие - её оказывать. Старшие рассказывали младшим, что свежий воздух, солнце – лучшие друзья для укрепления здоровья.

В январе – на неделе «Зимние забавы» дети обеих возрастов продолжали укреплять своё здоровье. Старшие самостоятельно организовывали подвижные игры, учили малышей скользить по ледяным дорожкам, проводили совместные прогулки и наблюдения, катались на лыжах и санках, помогали расчищать малышам участок.

Психологическое здоровье-это важная составляющая здоровья в целом. Поэтому в феврале мы совместно провели День улыбки. Его целью стало создание условий для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия в детских коллективах.

Старшие дошкольники самостоятельно изготовили для малышей забавных и весёлых смайликов, а для своих родителей оформили фотогазету «Дарите друг другу улыбки всегда».

В мае был проведён совместный физкультурный досуг «Играем вместе». В соревнованиях и играх участвовали разновозрастные команды, а это и здоровье и взаимовыручка и командный дух.

В результате акций «Старшие – младшим» старшие дошкольники учились заботиться о младших, помогать им; формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость; учились проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и оказывать её. А малыши закрепляли навыки организованного поведения в детском саду, продолжали формировать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу и старшим детям, учились жить дружно.

Таким образом проведение акции «Старшие – младшим» способствует осуществлению межвозрастного взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста в рамках реализации приоритетного направления.

Помимо мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности дети старшего дошкольного возраста играли с малышами в театрализованные игры с разными видами театральных кукол, показывали театрализованные представления (игры-драматизации, кукольные театры: пальчиковый, би-ба-бо и др., рассказывали о своей поездке в музей природы, о животных Африки и подарили каждому малышу яркую аппликацию «Африка».

На зимних каникулах вместе проводили досуг «Рождественные колядки».

Старшие дети играли с малышами, используя русские народные игрушки, знакомили их с русскими народными музыкальными инструментами, играми в «Русской избе», народными песнями и т. д. А малыши активно участвовали во всех конкурсах, танцах и играх.

В дальнейшем мы планируем, что появятся новая форма проведения мероприятий, где будут участвовать не только дети разных возрастных групп, но и их родители.

Публикации по теме:

Ознакомительная презентация для родителей детского сада №51 «Ёлочка» Презентация предназначена для работы с родителями. Основная ее задача - донести до родителей информацию о детском.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Игрушки
Автор публикации:
Роль детского межвозрастного взаимодействия в реализации приоритетного направления ДОУ
Опубликовано: 1 января 2014 в 23:55
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...