Роль детского межвозрастного взаимодействия в реализации приоритетного направления ДОУ

Марина Юрьевна Коннова
Роль детского межвозрастного взаимодействия в реализации приоритетного направления ДОУ

Россия, Вологодская область, г. Череповец

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 26»

Выступление на городских педагогических чтениях «Вместе весело шагать» (использование педагогических технологий в реализации приоритетного направления деятельности ДОУ)

Тема: «Роль детского межвозрастного взаимодействия в реализации приоритетного направления ДОУ»

Авторы:

педагог-психолог Марина Юрьевна Коннова

воспитатель Елена Юрьевна Манжосова

Наш детский сад является садом комбинированного вида. Из 11 функционирующих групп – 5 с оздоровительной направленностью. Их посещают дети с сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями почек. В соответствии с этим приоритетным направлением работы нашего детского сада является физкультурно-оздоровительное, в рамках которого проводится работа по межвозрастному взаимодействию детей.

Так, в начале учебного года в старшей группе был проведён День добра. Его цель – формировать представление у детей о доброте как важном человеческом факторе и поощрять стремление ребёнка совершать добрые поступки. Воспитанники сами предложили список добрых дел, в которые вошли и мероприятия межгруппового взаимодействия. Был разработан перспективный план сотрудничества старшей и 2-й младшей группы, определены сроки, методы и формы работы.

Мероприятия акций «Старшие – младшим» проводились в течение всего учебного года, в том числе – во время тематических недель, проходящих в детском саду, и решали задачи программы «От рождения до школы» различных образовательных областей, но образовательные области «Социализация», «Коммуникация» и «Здоровье» были в приоритете. Например, в октябре на тематической неделе «Формирование здорового образа жизни» воспитанники старшей группы участвовали в Дне здоровья вместе со 2-й младшей группой. Старшие дошкольники провели познавательное развлечение для воспитанников младшей группы на тему «Зачем надо мыть руки». Малыши продолжали формировать потребность в соблюдении навыков гигиены: умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, а старшие дошкольники - формировать привычку следить за чистотой рук и тела.

В гости к малышам пришла Красная шапочка и хотела угостить их пирожками. Но, появившийся Мойдодыр рассказал детям, что на руках малышей притаились микробы и ждут, когда же попадут к малышам в рот. Дети быстро догадались, что лучший способ избавиться от микробов – вымыть руки с мылом. Старшие предложили свою помощь: вскоре руки заскрипели от чистоты и запахли душистым мылом, а затем пирожки были дружно съедены. Старшие рассказали, что за чистотой рук надо следить постоянно, ведь чистые руки-преграда микробам.

Было проведено и совместная познавательная встреча «Фрукты - полезные продукты».

Старшие дошкольники решили пригласить малышей в гости и сделать угощение-сюрприз. В группе обсуждали, какое это может быть угощение: конфеты и печенье, бутерброды с чаем или фрукты. Решили, что самым полезным угощением будут фрукты. Были предложены разные способы их подачи: положить целыми на тарелки, разрезать на кусочки, сделать салат, но остановились на десерте – фруктовые шашлычки.

Пока готовились к встрече, старшие воспитанники изучили сколько и какие витамины находятся в каждом фрукте; как они влияют на здоровье и как важно для человека правильное питание. Каждый попробовал себя в роли повара. О полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека старшие дети и решили рассказать малышам на встрече. Так состоялась познавательная встреча «Фрукты – полезные продукты» в результате которой малыши получили представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека, а старшие дошкольники выявили зависимость здоровья человека от правильного питания.

В ноябре – на неделе «Игра и игрушка» старшие учили малышей рассказывать стихи руками, а они в свою очередь показали старшим дошкольникам свою пальчиковую гимнастику.

Вместе мы не раз проводили утреннюю зарядку - ведь делать упражнения в разновозрастных парах - это так интересно! Утренняя гимнастика поднимает настроение и даёт заряд бодрости на целый день. Раз в неделю мы проводили совместную утреннюю гимнастику и старшие и младшие старались не опаздывать на неё утром. Старшие дошкольники помогли сделать малышам атрибуты для проведения утренней зарядки и теперь они с удовольствием пользуются ими.

Движение-это то же здоровье, поэтому мы научили малышей танцевать весёлый танец, они часто танцуют его в группе и на совместных групповых развлечениях.

Когда закончилась осень, и одежды стало много, мы помогали малышам одеваться на прогулку. Малыши учились обращаться за помощью, а старшие - её оказывать. Старшие рассказывали младшим, что свежий воздух, солнце – лучшие друзья для укрепления здоровья.

В январе – на неделе «Зимние забавы» дети обеих возрастов продолжали укреплять своё здоровье. Старшие самостоятельно организовывали подвижные игры, учили малышей скользить по ледяным дорожкам, проводили совместные прогулки и наблюдения, катались на лыжах и санках, помогали расчищать малышам участок.

Психологическое здоровье-это важная составляющая здоровья в целом. Поэтому в феврале мы совместно провели День улыбки. Его целью стало создание условий для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия в детских коллективах.

Старшие дошкольники самостоятельно изготовили для малышей забавных и весёлых смайликов, а для своих родителей оформили фотогазету «Дарите друг другу улыбки всегда».

В мае был проведён совместный физкультурный досуг «Играем вместе». В соревнованиях и играх участвовали разновозрастные команды, а это и здоровье и взаимовыручка и командный дух.

В результате акций «Старшие – младшим» старшие дошкольники учились заботиться о младших, помогать им; формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость; учились проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и оказывать её. А малыши закрепляли навыки организованного поведения в детском саду, продолжали формировать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу и старшим детям, учились жить дружно.

Таким образом проведение акции «Старшие – младшим» способствует осуществлению межвозрастного взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста в рамках реализации приоритетного направления.

Помимо мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности дети старшего дошкольного возраста играли с малышами в театрализованные игры с разными видами театральных кукол, показывали театрализованные представления (игры-драматизации, кукольные театры: пальчиковый, би-ба-бо и др., рассказывали о своей поездке в музей природы, о животных Африки и подарили каждому малышу яркую аппликацию «Африка».

На зимних каникулах вместе проводили досуг «Рождественные колядки».

Старшие дети играли с малышами, используя русские народные игрушки, знакомили их с русскими народными музыкальными инструментами, играми в «Русской избе», народными песнями и т. д. А малыши активно участвовали во всех конкурсах, танцах и играх.

В дальнейшем мы планируем, что появятся новая форма проведения мероприятий, где будут участвовать не только дети разных возрастных групп, но и их родители.

Публикации по теме:

Ознакомительная презентация для родителей детского сада №51 «Ёлочка» Презентация предназначена для работы с родителями. Основная ее задача - донести до родителей информацию о детском.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Игрушки
Автор публикации:
Роль детского межвозрастного взаимодействия в реализации приоритетного направления ДОУ
Опубликовано: 1 января 2014 в 23:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Использования домино в развитии исследовательских умений дошкольников
Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них скрываются...
Конспект НОД по рисованию «Птица на ветке рябины» (старшая группа)
НОД. Художественно — эстетическое развитие. Рисование «Птица на ветке рябины» ( старшая группа) Рисование в старшей группе по теме "Перелетные и зимующие...
Памятка учителя-логопеда для родителей «Перестройка инфантильного глотания в...
1. Жуём твёрдую пищу. Грызём, жуём, глотаем – морковку, огурец, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки. 2. Лизать языком с блюдца варенье, сгущенку, джем....
Советы для родителей «Зарядка для пальчиков»
Многие психологи говорят, что развитие мышления и речи происходит, если заниматься развитием руки. Если пальчики ребенка будут подвижны, то и уровень речи...
Фотоотчет «Экскурсия дошколят в школу»
Экскурсия дошколят в МБОУ СОШ №5 17 ноября 2017 года воспитанники подготовительной группы детского сала №2 "Малышок" посетили школу №5, которая в следующем...