Папки-передвижки

Роль дидактических игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста. Методические рекомендации

Ирина Овчинникова
Роль дидактических игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста. Методические рекомендации

Познавательное и интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать.

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает воспитателя к постоянному поиску путей обновления воспитательно-образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала дошкольников.

Публикация «Роль дидактических игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста, Методические рекомендации» размещена в разделах

Проблема познавательного и интеллектуального развития дошкольников в настоящее время приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.

Данная проблема актуальна и для детей нашего детского сада. Для решения данной проблемы необходимо находить новые подходы к воспитанию и обучению воспитанников.

Приступая к педагогической работе с детьми в детском саду, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач воспитания и обучения дошкольников, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе любой деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Как показывает анализ литературы и практический опыт работы в детском саду, интеллектуальное развитие дошкольников становится возможным при такой организации работы воспитателя, которая обеспечивает преобразующий характер деятельности детей при воспитании и обучении их в зоне ближайшего развития.

Познавательное и интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребё нка с другими людьми: в общении, в игровой деятельности и в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача воспитателя – развитие умственных способностей детей, вовлечение их в активную деятельность.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональности, активность, развивающая потребность в общении.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

В своей книге “Психология интеллекта” Ж. Пиаже пишет: “Будучи самой совершенной из психологических адаптаций, интеллект служит наиболее эффективным и необходимым орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений”.

Из этого следует, что, развивая интеллект, мы можем дать ребёнку, находящемуся в детском саду, мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на занятиях, во время игр, но и за их пределами. Такие дети легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления, у них легче происходит процесс социализации.

В представленной методической рекомендации раскрывается многолетний практический опыт по формированию у воспитанников устойчивых познавательных процессов, развития умения и навыков мыслительной деятельности, самостоятельности в поисках способов решения задач через игровую деятельность как эффективной формы работы.

Цель методических рекомендаций – оказание методической помощи воспитателям детских садов по развитию познавательных и интеллектуальных способностей дошкольников.

Задачи:

- изучить и проанализировать литературу по данной теме;

- обобщить и систематизировать теоретический и практический материал по данной теме;

- предложить накопленный теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что игра, как основная форма воспитательно-образовательного процесса в дошкольном возрасте, является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым; игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Данные методические рекомендации посвящены проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях детского сада, развития их познавательного и интеллектуального уровня через игровую деятельность.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Ода воде» Тип проекта: среднесрочный, исследовательский, межпредметный. Проблема проекта: осознание детьми значения воды в жизни и здоровье людей,.

Способности и их развитие Способности и их развитие Под способностями мы понимаем наши индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное исполнение определенной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста. Методические рекомендации
Опубликовано: 22 декабря 2014 в 19:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД