Папки-передвижки

Роль дидактической игры в предшкольном образовании

Лада Орловская
Роль дидактической игры в предшкольном образовании

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.

Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка.

Публикация «Роль дидактической игры в предшкольном образовании» размещена в разделах

Игра – очень сложная и тонкая деятельность. Если ребенок не умеет играть, у него хуже развиты сознание, самосознание и так называемая произвольность – способность владеть собой. Ребенок может действовать только под давлением, не может сорганизоваться, лишен самостоятельности.

Важно четко различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере вхождения детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по- прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот способствовала интенсификации умственной работы.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Итак, дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально- волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога. Секреты педагогического мастерства складываются в следующие заповеди:

Для дошкольника основным видом деятельности является игра, поэтому обучение должно быть превращено в увлекательную игру, создающую атмосферу свободного радостного творчества.

Каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом, а он должен быть ярким, привлекательным.

Каждое задание детям должно быть доступным, но достаточно сложным, потому что это учит преодолевать трудности, а самостоятельно найденное правильное решение доставляет огромное удовольствие, вызывает чувство собственной значимости.

В процессе выполнения заданий каждому ребенку нужно дать возможность реализовать свое «ХОЧУ» и «Я САМ».

Для достижения успеха ребенку нужны поддержка и поощрения, его необходимо хвалить, но заслуженно, сравнивая его достижения с его же прошлыми результатами и оставляя место перспективе.

Выносить отрицательные оценки, когда ребенок проявляет старание, недопустимо.

Ход выполнения ребенком задания не следует комментировать, иначе он не будет способен к самоконтролю, полностью доверяясь реакции педагога.

Помощь детям можно оказать лишь в крайнем случае, когда исчерпаны его собственные возможности, но нужно постараться сделать это лишь намеком.

На допущенные ошибки лучше не указывать, дети должны находить их сами.

Тон педагога должен быть спокойным, располагающим к беседе, «лучше слышат того, кто говорит тише», но каждое сказанная детям фраза должна быть четкой, ясной, выразительной.

Учить можно только имея хороший личный контакт с детьми. Оптимальный стиль общения – партнерство, сотрудничество, когда педагог среди детей, а не подавляет их своим авторитетом.

Хороший педагог тот, который любит то, чему учит и тех, кого учит.

Публикации по теме:

Развиваем мелкую моторику. Рекомендации для родителей Для школы необходимо тренировать руку ребёнка. Доказано,что развитие кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и.

Роль пальчиковой игры в развитии детей с нарушением интеллекта Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль дидактической игры в предшкольном образовании
Опубликовано: 1 октября 2014 в 18:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД