Роль физкультурно-познавательных занятий в формировании валеологических знаний у дошкольников

Татьяна Гаврилова
Роль физкультурно-познавательных занятий в формировании валеологических знаний у дошкольников

Роль педагога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья, большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности. Выделяются следующие основные компоненты здорового образа жизни: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, охранение стабильного психоэмоционального состояния.

Исследования Т. Е. Сергиенко [5] показывают, что представления дошкольников о критериях физического здоровья нелогичны и бессистемны. Дети не соотносят занятия физкультурой с укреплением здоровья. Проблема заключается и в том, что, как таковой, потребности в здоровье у ребенка нет. Она есть у родителей, детского сада, общества. Но у детей есть присущие их возрасту потребности, которые могут послужить базой для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни. Это и используется педагогами в работе. Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность, ребенок мал, и многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так постепенно формируется пассивное отношение к здоровью.

В современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить ребенка умению оценивать состояние своего здоровья, умению «прислушиваться» к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры.

Формирование культуры здоровья является составной частью комплексного процесса воспитания, обучения и развития, которое направлено на достижение воспитанниками телесного, духовного и социального здоровья и благополучия. Задачи образовательного процесса, как указывает И. Л. Саво [4], состоят в следующем: 1) формирование элементарных знаний о человеческом организме; 2) овладение основами гигиенической и двигательной культуры; 3) профилактика заболеваний и травматизма; 4) изучение причин возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает: знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

В дошкольной педагогике доказан факт того, что формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребенка его «собственной». Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формирование элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности, с позиции Е. В. Кучера [2], проходит через валеологическое сопровождение образовательной программы и включает: физическое здоровье («Я сильный, у меня красивое, стройное тело»); соматическое здоровье («Я здоров, у меня ничего не болит»); психическое здоровье («Я счастлив, у меня хорошее настроение»); нравственное здоровье («Я всех люблю и никому не делаю зла»).

Общеизвестно, что процесс формирования индивидуального здоровья неразрывно связан с двигательной активностью, имеющей для детей жизненно важное значение. Потребность в движении, физическом самосовершенствовании является основой формирования валеологически обоснованного поведения детей на этапе дошкольного возраста. Именно поэтому в рамках концепции формирования здоровья дошкольников ведущей становится задача обучения знаниям, умениям и навыкам здорового образа жизни в процессе физкультурной деятельности.

Н. В. Ростовцева [3] указывает, что зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям, чаще всего, в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Именно в связи с этими фактами педагоги считают необходимым формировать у дошкольников мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни в процессе физкультурно-познавательных занятий.

В. С. Виноградова [1] физкультурно-познавательные занятия относит к оригинальной форме работы с детьми по физическому воспитанию, направленной на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности. Определяя содержание физкультурно-познавательного занятия, важно исходить из того, что элементарные знания по физической культуре, приобретаемые в дошкольном возрасте, являются основополагающими, на них строится вся сложнейшая конструкция приобретаемых научных и практических знаний, что в дальнейшем будет способствовать эффективному обучению в школе.

Задачи физкультурно-познавательных занятий: 1) обогащать детей знаниями о пользе занятий физической культурой; 2) формировать у детей представления о полезных и вредных привычках; 3) способствовать овладению культурно-гигиеническими навыками; 4) формировать у детей знания о рациональном питании, полезных продуктах; 5) воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих здоровью, сознательно избегать их; 6) формировать знания у детей о предупреждении некоторых заболеваний, травматизма; 7) воспитывать интерес к движению, желание самостоятельно заниматься физической культурой; 8) развивать любознательность, смекалку, логику.

В связи с многообразием задач валеологического характера рекомендуется 4 типа физкультурно-познавательных занятий, которые подразделяются следующим образом: 1) по сообщению и формированию умений и навыков (цель: постановка перед детьми познавательных задач, введение знаний о пользе физических упражнений, двигательной активности человека, первоначальное разучивание физических упражнений); 2) по закреплению и систематизации накопленного опыта (цель: осмысление воспринятого и формирование осознанного отношения к собственному здоровью); 3) контрольно-учетные (цель: определение наличия у детей соответствующих знаний, умений, навыков. На этой основе происходит формулировка выводов о выполнении задач или невыполнении задач и разработка дальнейших направлений в работе); 4) комбинированные (цель: формирование новых умений и систематизация накопленного опыта).

Исходя из этого, физкультурно-познавательные занятия должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, элементы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).

Вышеуказанные задачи решались на основе специально разработанной нами программы, которая экспериментально обоснована и внедрена в учебно-воспитательный процесс дошкольников МБДОУ «Детский сад «Ивушка» НовоЯхакасинский садик д. НовыеЯхакасы Вурнарского района Чувашской Республики.

Содержание каждого блока программы было представлено следующими разделами: теоретическим, формирующим систему знаний о здоровом образе жизни; практическим, обеспечивающим овладение умениями, навыками ведения здоровой жизнедеятельности; контрольным, определяющим учет результатов освоения дошкольниками системы знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Методическое обеспечение процесса формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста было основано на общих принципах педагогической валеологии с учетом психофизических особенностей развития каждого воспитанника.

Обучение организовывалось в таких формах: 1) учебные занятия по физической культуре с валеологической направленностью по разработанной программе; 2) гигиенические и физкультурно-оздоровительные мероприятия с элементами валеологии; 3) индивидуальные и индивидуально-групповые занятия по заданию и под контролем педагога; 4) самостоятельные занятия по заданию и под контролем педагога; 5) занятия с родителями по программе валеологического всеобуча («Школа семейного здоровья»); 6) занятия с воспитателями по программе валеологического образования.

Следует отметить, что разработанный и апробированный нами комплекс физкультурно-познавательных занятий для дошкольников предусматривал включение этих занятий в режимные моменты пребывания детей в детском саду (во время зарядки, на занятиях по физической культуре, выполнялись статические и динамические упражнения для укрепления мышц спины, позвоночника, упражнения для глаз и пр., применялись игровые приемы и методы для поддержания положительного эмоционального настроя воспитанников, использованы наглядные пособия (многочисленные карточки с изображением физических упражнений разной направленности, схемы строения скелета, тела человека, плакаты с правилами здорового питания и т. д.).

С целью экспериментального обоснования разработанной технологии обучения здоровому образу жизни на базе МБДОУ «Детский сад «Ивушка» НовоЯхакасинский садик проведены исследования, в ходе которых осуществлялись педагогические наблюдения за усвоением детьми знаний, умений и навыков обеспечения здоровой жизнедеятельности.

Результаты исследования позволяют констатировать закономерное увеличение с возрастом среднегрупповых показателей, характеризующих уровень владения знаниями о здоровом образе жизни. Они убедительно показывают, что уже на этапе дошкольного возраста можно успешно осваивать знания, необходимые для формирования сознательного отношения личности к собственному здоровью и здоровью окружающих, здоровому телу, к личной гигиене, развитию физических качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова, В. С. Влияние физкультурных занятий на развитие основных движений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. С. Виноградова. – Режим доступа: http:// www.pik100.ucoz.ru

2. Кучер, Е. В. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления / Е. В. Кучер // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 4. – С. 4 – 7.

3. Ростовцева, Н. В. Физкультурно-познавательное занятие «Если хочешь быть здоров!» [Электронный ресурс] / Н. В. Ростовцева. – Режим доступа: http:// www.1september.ru

4. Саво, И. Л. Валеологическое образование дошкольников / И. Л. Саво // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 1. – С. 13 – 17.

5. Сергиенко, Т. Е. Новые подходы к взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни / Т. Е. Сергиенко // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 58 – 62.

Публикации по теме:

«Воспитание у старших дошкольников привычки к здоровому образу жизни» Из опыта работы (Доклад на педсовет)Старшая группа Роль воспитателя, детского образовательного учреждения,состоит в организации педагогического процесса,.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Почему мы решили работать по этой технологии? Потому что.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Роль физкультурно-познавательных занятий в формировании валеологических знаний у дошкольников
Опубликовано: 18 апреля 2013 в 22:21
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Утренник 8 марта для старшей группы
Ведущий: Мамино сердце не знает покоя, Мамино сердце как факел горит, Мамино сердце от горя укроет, Будет ему тяжело подбодрит. Мамино сердце так много...
Отрицательное влияние современных игрушек на детей
Отрицательное влияние современных игрушек на детей Становление внутреннего мира ребенка не мыслимо без игры а следовательно без игрушки. Игрушка-это та...
Центр безопасности второй младшей группы №7 «Светлячок».
Современный мир требует от детей повышенного внимания, собранности, концентрации. Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто...
Сценарий развлечения для детей 2 младшей группы «В гости к весне!» Раевская Марина
"В гости к весне" Сценарий развлечения для детей 2 младшей группы Составила Раевская Марина Львовна музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад №5" г....
«Дымковские радости» — пластилинография с использованием бросового материала.
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление различных методов лепки, использование нетрадиционных материалов, развитие творчества детей. Шаг 1 Берем две...