Лучший педагог года

Роль художников-иллюстраторов в воспитании будущего читателя

Татьяна Казимирова
Роль художников-иллюстраторов в воспитании будущего читателя

Роль художников-иллюстраторов в воспитании будущего читателя

«Что толку в книжке, – подумала Алиса

– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?»

(«Приключения Алисы в стране чудес»)

Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Публикация «Роль художников-иллюстраторов в воспитании будущего читателя» размещена в разделах

Кроме того, книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга — величина постоянная. Ребенок — переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время — а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. Дети же меняются не только ежегодно, но и ежечасно — разные настроения и состояния, и вот уже «постоянная величина» открывается им по-новому. Радость открытия! Но у каждого ребенка есть в любимой книге и свой «стоп-кадр» — желание еще и еще раз услышать именно этот кусочек текста, рассмотреть именно эту картинку.

Книга — это и возможность общения со взрослыми. Через их речь, интонацию воспринимаются сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенными от злого и страшного.

По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение», «лопотание», воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.

Все это складывается в копилку, необходимую будущему читателю. Но, чтобы появился Читатель, способный на сотворчество с писателем и иллюстратором, необходима тактичная помощь чуткого взрослого.

Литературный герой. На разных занятиях он приходит из разных книжек: Кисонька - Мурысонька из фольклорной песенки, Машина из стихотворения Валентина Берестова, Королевская дворняжка, она же «Умная собачка Соня» из веселой сказки Андрея Усачева.

Но особую роль играет литературный персонаж, которому суждено стать связующим звеном на всех занятиях. Детские книги дают нам для этого массу вариантов. Главное, чтобы этот персонаж был любим, узнаваем, мог бы знакомить детей с книжками, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять.

Поскольку одна из наших задач — прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек, с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т. д. Задача педагога — предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, М. Яснов и др.).

Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.

Выбор иллюстраций — важный момент в подготовке к занятию.

У детской иллюстрации России (СССР) есть точный год рождения - 1925 год. В этом году был создан отдел детской литературы в Ленинградском государственном издательстве (ГИЗе). До этого книги с иллюстрациями специально для детей не издавались.

О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К. Чуковский сформулировал это так: «. наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности».

Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно и интересно увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики. Поэтому в списках литературы зачастую указываются фамилии иллюстраторов, чьи рисунки желательно показать малышам.

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Особую роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционально-нравственного, играют иллюстрации в детских книгах. При рассматривании с детьми иллюстраций, особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках («Что с ним происходит? Почему он плачет?» и т. д.)

Необходимо продумать, в какой момент просмотра малышам потребуется помощь педагога:

— сосредоточить внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображения;

— задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя;

— уделить особое внимание картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски);

— соединить наглядное и словесное изображения игрушки, зверюшки, пейзажа.

На каждом последующем занятии необходимо повторять предыдущее. Задача повтора — закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось, а педагогам — проанализировать возможности и особенности восприятия различных детей.

Кто они – авторы самых любимых, красивых иллюстраций, которые остались в памяти с самого детства и нравятся нашим детям?

Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993, Москва)

Владимир Васильевич Лебедев (1891 – 1967)

Николай Михайлович Кочергин (1897 – 1974)

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965)

Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993, Калуга, Москва)

Николай Александрович Устинов (1937г. р., Москва)

Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973, Вятка, Ленинград)

Леонид Викторович Владимирский (1920 г. р., Москва)

Виктор Александрович Чижиков (1935 г. р., Москва)

Николай Эрнестович Радлов (1889-1942, Санкт-Петербург)

Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965, Москва)

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942, Ленинград)

Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963, Новочеркасск, Ленинград)

Анатолий Михайлович Савченко (1924-2011, Новочеркасск, Москва)

Олег Владимирович Васильев (1931 г. р., Москва)

Борис Аркадьевич Диодоров (1934 г. р., Москва)

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965, Вятка, Ленинград)

Евгений Михайлович Рачев (1906-1997, Томск)

Иван Максимович Семёнов (1906-1982, Ростов-на-Дону, Москва)

Вячеслав Михайлович Назарук (1941 г. р., Москва)

Изображая высокие образцы народного творчества, художники стремились не только сделать свои рисунки более интересными, но и воспитать у читателя, в особенности маленького, художественный вкус и любовь к настоящему искусству. Теперь много говорится о важности эстетического воспитания молодежи — иллюстрации полюбившихся нам с детства художников - практический шаг в этом направлении.

Рисование для детей этого возраста — органическая потребность, канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Еще не умея выразить себя словом, ребенок пытается невнятными каракулями отразить переполняющие его впечатления от жизни, прикоснуться к ней кончиками пальцев, по выражению французского психолога В. Бараля. Занятия изобразительной деятельностью заключают в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка — умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате систематических занятий рисованием формируются воображение и память, развивается мелкая моторика руки и связанные с ней мышление и речь. Рисуя, ребенок постоянно анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует — и это также формирует его мышление, пробуждает ассоциативные связи. Кроме того, рисование имеет психотерапевтический эффект для тревожных, невротических детей.

После чтения и просмотра иллюстраций книги, можно дать детям возможность пофантазировать, и нарисовать свои иллюстрации.

В. Г. Белинский утверждал: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. Вот почему так важно совместное чтение. Общие переживания, формирование общих ценностей. Приобщение к современному русскому литературному языку помогают найти – и взрослому. И ребёнку – единый заряд спрессованного человеческого опыта».

Педагог и психолог Ш. А. Амонашвили пишет:

«Воспитывать детей сказками?» — спросите вы. Да, сказками. То есть не только сказками, но и сказками тоже. Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки, умные, мудрые, с невероятными и обычными событиями, фантастическими и обычными героями они постигнут правду жизни. Сказки помогают нам воспитать в детях доброту души и мужество, радость жизни и честность, надежду и целеустремленность. Сказки предохраняют детей от тщеславия, эгоизма, трусости. Да не только предохраняют, но и направляют их на борьбу против человеческих пороков.

Дети не должны отключаться от мира сказок, и этот мир должны создавать им взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки.

Нет времени рассказывать сказки детям? Надо найти, обязательно надо найти. Особенно по вечерам, когда ребенок ложится спать — вот тогда надо сесть рядом с его кроваткой, выключить свет и добрым голосом волшебника нашептывать мудрую, оптимистическую сказку.

Не умеете рассказывать сказки? Что ж, надо научиться, это нетрудно. Смягчите ваш голос, вложите в него ваше эмоциональное отношение к героям сказки, расскажите сказку медленно и шепотом, и, уверяю вас, вы станете для вашего ребенка самым лучшим чтецом сказок.

Но сказки, которые вы попытаетесь сочинять для ваших детей, тоже увлекут их, только надо вложить в них жизненную правду и наполнить их оптимизмом». Содержание ваших сказок? Ищите его в воспоминаниях вашего детства, ищите в вашей повседневной работе, в ваших отношениях к людям; сделайте героями ваших сказок образы добрых людей, с которыми вы общаетесь, которых вы знаете.

Публикации по теме:

Развлечение для детей подготовительной группы «Алиса в стране сквзок» Развлечение (подготовительная группа) " Алиса в стране сказок ". Ведущая : Дети! Мы вместе с Алисой из Страны Чудес приглашаем вас в.

Знакомство детей среднего возраста с книгой. Воспитать у дошкольников любовь и интерес к книге – одна из важных задач нашей работы. Необходимо как можно больше внимания уделять становлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художников-иллюстраторов в воспитании будущего читателя
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 20:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД