МААМ-картинки

Роль и место самообразования и самопознания в становлении педагога-профессионала

Оксана Синенко
Роль и место самообразования и самопознания в становлении педагога-профессионала

Педагогу необходимо постоянно работать над собой. Чтобы успешно овладеть профессией важно обладать следующими личностными качествами: внимательностью, отзывчивостью, ответственностью, тактичностью, терпеливостью, общительностью. Педагогу необходимо иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Также обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность понимать сущность и социальную значимость своей профессии; проявлять к ней интерес; организовывать собственную деятельность; определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; оценивать риски и принимать решение в нестандартных ситуациях; осуществлять поиск, анализ и оценку информации; использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Публикация «Роль и место самообразования и самопознания в становлении педагога-профессионала» размещена в разделах

Педагог имеет дело с самым сложным и бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От педагога, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, место и роль в жизни, счастье ребенка. Результат труда педагога проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А педагог? Объектом труда педагога является постоянно меняющийся ребенок. Это огромная ответственность.

Профессионализм выражается в умении успешно решать разнообразные педагогические задачи, в умении организовать педагогический процесс. Но суть состоит в тех качествах личности, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. Именно поэтому педагогу необходимо постоянное самовоспитание и самообразование для успешной педагогической деятельности.

Профессиональное самовоспитание педагога невозможно, если он сам не видит проблем в общепедагогических знаниях, в знаниях по педагогическим наукам и методике. Прежде чем приступить к самовоспитанию, необходимо проанализировать свою работу за определенный период. Получить объективную оценку и рекомендации наставников по улучшению своей деятельности. Таким образом, педагог совершает рефлексию. Важным компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания является самообразование, под которым понимают – целенаправленную познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками необходимыми для педагогического процесса.

Самообразование – это основа роста педагога как специалиста. Педагог способен воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Необходимо следить за научными достижениями в своей области и внедрять их в практику. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. В реальной практической деятельности при многочисленных обязанностях отнимающих много времени у педагога может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел. Соответственно, его оценка и оценка самого себя носит фрагментарный ситуативный характер.

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе сложившуюся систему мотивов. Обычно, источником самовоспитания является потребность в совершенствовании. Существуют также внешние факторы. К внешним факторам самовоспитания относятся : педагогический коллектив, стиль руководства, фактор свободного времени. В процессе самовоспитания выделяют три взаимодействующих этапа:

1) самосознание;

2) самопрограммирование;

3) самовоздействие.

Профессиональному самосознанию поможет курс психологии. Педагог должен знать направленность на профессию, особенности развития психических процессов, а также уметь слушать собеседника, выступать перед аудиторией. Важный способ познания себя – сравнение с другими.

Самопрограммирование - это своего рода материализация собственного прогноза, усовершенствование своей личности. Можно составить план работы над собой – максимум и минимум. Примером самовоздействия может быть : самоприказ, самопринуждение, самоуговаривание, самоубеждение, самовнушение, самопоощрение.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Ведущая роль семьи в становлении личности дошкольника» Дошкольное детство является одним из наиболее значимых периодов в развитии ребёнка. Именно в это время закладывается базовые качества личности,.

Отчет по теме самообразования «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 1 слайд. Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. В Федеральном государственном образовательном.

План профессионального самообразования педагога 2016-2017 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130» Воспитатель : Бердникова Ю. В. Тема : «Развитие познавательной деятельности.

План профессионального самообразования педагога по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» на 2016–2017 учебный год Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности,.

Профессиональная деятельность педагога по теме самообразования Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится (Герберт Спенсер) Постоянная работа.

Роль педагога в формировании нравственных ценностей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, своему детскому саду…Постепенно.

Роль подвижных игр в становлении личности ребенка. Подвижные игры как средство формирования разносторонне развитой личности ребенкаВ современном мире, в эпоху информационных технологий, люди.

Обучение как информационный процесс. Место, роль и значение информационных технологий в образовании. «Обучение как информационный процесс. Место, роль и значение информационных технологий в образовании. Виды программной поддержки учебного.

Тема самообразования «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка» Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Урок по самопознанию 5 класс «Мир самопознания» Гимназия № 60 Дата___ Тема: Мир самопознаниия Педагог: Чебыкина Т. В Класс: 5 Кол-во уч-ся___ Ценность: Праведное поведение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль и место самообразования и самопознания в становлении педагога-профессионала
Опубликовано: 29 апреля 2017 в 21:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД