Папки-передвижки

Роль игровых технологий в развитии речевой активности детей дошкольного возраста

Никольская Ирина Николаевна
Роль игровых технологий в развитии речевой активности детей дошкольного возраста

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь – тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее общение с другими людьми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – это основное условие нормального развития ребенка и дальнейшего его успешного обучения в школе.

Публикация «Роль игровых технологий в развитии речевой активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

К сожалению, в настоящее время в речи детей существуют множество проблем. Это и недостаточный словарный запас, нарушение звукопроизношения, неумение вести диалог, трудности в составлении описательных рассказов, отсутствие умения грамматически правильно построить предложение.

Дети, имеющие нарушения речи, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками, снижается познавательная активность.

Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и Федеральная Образовательная программа диктуют ряд достаточно серьезных требований к речевому развитию дошкольников.

Согласно ФГОС ДО, Речевое развитие включает :

- владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературы, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить речевое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить детей к обучению в школе. Поэтому я и выбрала данную тему.

Цель: Создание благоприятных условий для речевого развития детей дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Задачи можете увидеть на экране:

- Организовать ситуации вступления в коммуникацию (общение) детей со

сверстниками и взрослыми.

- Создать предметно-развивающею речевую среду в группе ДОУ, способствующую развитию речевой активности.

- Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного возраста

- Развивать мелкую моторику рук.

- Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребенка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь, средствами разнообразных игровых технологий.

Проблеме развития речи детей уделяли особое внимание такие педагоги-новаторы, как

Алексей Алексеевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин, Елизавета Ивановна Тихеева, и др.

Еще Лев Семё нович Выготский говорил : «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи.»

Ни для кого не секрет, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

Одно из главных условий успешной организации в развитии речи - создание предметно – развивающей среды, которая позволяет детям расширить

речевые возможности.

Мой путь в педагогике – это постоянный поиск удачных находок. Сегодня я хочу рассказать вам о нескольких технологиях развития речи дошкольников.

Одной из них является – макетирование. Это одна из эффективных инновационных технологий, способствующая формированию игровых умений и творческих способностей детей.

Это настоящая находка для развития речи как малышей, так и детей старшего дошкольного возраста, ведь при работе с макетом дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым пополняют и активизируют свой словарный запас, развивают грамматический строй речи, идет закрепление и обобщение знаний по той или иной теме, происходит развитие монологической и диалогической речи.

Ещё одна из технологий, которую я использую в своей работе – это Кубик Блума. Как вы, наверное, знаете, его создал американский педагог и психолог Бенджамин Блум. Он известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности, то есть, ребенку предлагают не готовое решение, а проблему. А дошкольник, опираясь на свой опыт и знания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Использование «Кубика Блума» оказывает положительное влияние на развитие речемыслительной деятельности. Ребенок учится анализировать, рассуждать и высказывать свои мысли, что способствует развитию связной речи. Практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А мне этот прием помогает в активной и занимательной форме проверить, как дети усвоили знания и умения.

В своё время меня заинтересовала еще одна технология, которую сейчас я успешно применяю в своей работе. Это круги Луллия. Они, на мой взгляд, являются универсальными помощниками, формирующими мыслительные процессы у детей. Умело подобранные задания позволяют научить ребенка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображения, а так же обогащается и активизируется словарный запас.

Уважаемые коллеги! Сейчас сложно представить нашу жизнь без использования современных средств коммуникаций. Стремительное развитие технологий влечет за собой необходимость модернизации методов и средств обучения и воспитания.

В. В. Путин сказал: «Нужно переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения; с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, умению работать в команде, что важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».

Одной из новых технологий является использование QR- кодов. QR- код – это матричный код, изобретенный в 1994 году японской компанией. Его преимуществом является быстрое считывание любой камерой и большая вместимость информации.

С помощью QR- кода – этого «таинственного квадратика» с секретом, можно зашифровать все. Дети в соответствии с темой, заданием или подсказками, спрятанными в QR- коды, выполняют необходимые действия. QR- код становится элементом дополнительной реальности во время образовательной деятельности, иными словами, он объединяет виртуальность и реальность.

Результатом целенаправленной работы по данной теме стало повышение речевой активности детей, прослеживается повышение уровня развития речи дошкольников. Использование различных игр превратили ежедневные занятия в увлекательную игру. У детей появился интерес общаться как на занятиях, так в повседневной жизни. Проявляя речевую активность, дети преодолевают робость, застенчивость. С помощью игр у детей расширился кругозор, обобщились знания об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас. По итогам мониторинга, который представлен на экране, была выявлена положительная динамика в развитии речи.

Одной из основных задач, которые стоят перед дошкольным учреждением, является организация взаимодействия с семьями детей.

Как все вы знаете, Указом Президента РФ 2024 год объявлен годом семьи. Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честными и справедливыми.

Игровые технологии, которые я использую в своей работе, нравятся не только детям, но и родителям, что позволяет объединить детей, родителей и педагогов в игровой деятельности для развития речи у дошкольников.

Семья для ребенка важнее всего.

И ближе родных в мире нет никого.

Но в детском саду малыша тоже ждут.

Его здесь встречают, его здесь поймут.

Все вместе: родители и детский сад

Помогут, подскажут, научат ребят

Всему, чтобы в школу учиться пойти.

Осталось немножечко лишь подрасти.

Только при тесном сотрудничестве педагогов и родителей можно добиться наилучших результатов в воспитании и развитии ребенка.

Своими педагогическими находками я охотно делюсь с педагогами детского сада.

Коллеги, опытом своим хочу я поделиться.

В работе вашей, может быть, мой опыт пригодится.

Без инноваций никуда! Их применять полезно.

Ведь с ними детям каждый день здесь очень интересно.

Коллеги с интересом знакомятся с моим опытом работы по теме, с удовольствием используют мои методические разработки, дидактические игры и пособия.

И в заключении хочу подтвердить мысль Василия Александровича Сухомлинского: «Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно».

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игровых технологий в развитии речевой активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 09:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД