Роль игры в процессе речевого развития ребенка.

Ольга Шестакова (Тарасова)
Роль игры в процессе речевого развития ребенка.

Речь - основа человеческого разума, венец творения природы. Речевая функция при этом так же, как и другие высшие психические функции, не дана человеку изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного развития. Этот путь не прямая линия, причем у каждого человека он индивидуален и неравномерен. На него влияют и уровень соматогенного здоровья, сформированности головного мозга, слуха, речедвигательного аппарата речевая среда,условия для сенсорного и психического развития чувственного познания мира.

В какой то момент начинается бурное развитие определенного речевого фактора фонематических процессов, фонематики, лексики, грамматики, связной речи. При этом другие факторы могут находиться в состоянии относительной стабильности. В определенный период все эти процессы синхронизируется,чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способной адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку современное общество.

Формирование правильной речи у детей – это сложный и длительный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной, иметь достаточный объем словаря, умело и полно оперировать им. Не секрет, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, усложняется тяжесть этих отклонений. Современные дети живут в мощном информационном поле, одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие.

Свой отпечаток накладывает и экология, соматическое здоровье наших детей, к сожалению, желает лучшего. Происходят изменения и в плане психического здоровья дошкольников. Мы можем наблюдать, как меняются их взгляды на мир, отношения с окружающими. И, кажется, способность детей сознавать и контролировать свою деятельность свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоционально-волевая сфера качественно не развивается. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети все меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других и язык эмоций, как специфический компонент речевой коммуникации теряет свою яркость.

Вот здесь то и актуально поднять вопрос о роли игры в развитии речи. Ведь игру называют спутником детства, она также как и речь не возникает стихийно, а развивается под руководством взрослого и совместной деятельности с ним. В игре ребенок двигается, говорит, думает, активизируются все речевые процессы, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Многие педагоги, логопеды, дефектологи, психологи высоко оценивают роль игры для детей в развитии речи.

Условно можно разделить все игры на 2 группы:

Сюжетно-ролевые, творческие игры:

- игры на бытовые темы, с производственной тематикой;

- театрализованные игры, игры-забавы и развлечения.

Игры с правилами:

- дидактические игры (игры с игрушками, предметами, словесные, настольные);

- подвижные игры (сюжетные и бессюжетные игры, с элементами спортивных игр).

Все эти игры таят в себе большие возможности речевого общения, формируют у ребят определенный объем словаря, развивают и активизируют его, развивают фонетико - фонематическое восприятие, помогают в игровой форме решать умственные задачи, развивая при этом лексико-грамматический строй речи, словотворчество, связную речь.

Требования к выпускникам ДОУ по уровню связной речи с каждым годом возрастает.

Ребенок должен не только иметь достаточный объем словаря, но и уметь правильно говорить, рассуждать, логически и доказательно высказываться. Очевидной становиться необходимость обновления традиционных методов речевого развития, как по форме, так и по содержанию.

Для повышения эффективности развития речи с детьми дошкольного возраста предлагаем Вашему вниманию инновационные творческие новинки и разработки, применяемые и уже оцененные в работе с детьми, имеющими нарушение слуха и речи.

Работа над звукопроизношением и фонематическим восприятием кропотлива и продолжительна.

Как показывает практический опыт, в веселых и занимательных играх поставленные у детей звуки закрепляются быстрее, а скучные упражнения превращаются в увлекательные задания. Поэтому необходимо иметь в своем арсенале несколько ярких дидактических игр, разнообразных пособий для развития мимической мускулатуры артикуляционного аппарата, для формирования правильного дыхания, ритмического восприятия и интонационной выразительности речи

Дидактическая игра «Солнышко».

Цель: создание игровой мотивации, показ точных движений органов артикуляционного аппарата.

Дидактическая игра «Веселые истории».

Цель: формирование ритмического восприятия слогов, развитие интонационной выразительности, правильного членения фразы.

Дидактическая игра «Звуковая дорожка».

Цель: закрепление правильного произнесения изолированного звука, составление слогов, автоматизация звуков в слогах.

Работа по формированию лексико-грамматического строя речи требует большой, планомерной работы по накоплению и активизации словаря.

У детей с нарушениями в развитии, как правило, наблюдаются затруднения в использовании предлогов, часты ошибки в согласовании числа, рода. Поэтому так незаменимы в повседневной практике игры с речевыми закличками: «Слушай, не зевай – нужную картинку (предмет) выбирай», «Я назову, ты повтори – нужную картинку (предмет) принеси», «Где предмет (картинка) - мы не скажем, а на карточке покажем».

Дидактическая игра «Кубигород».

Цель: закрепление артикуляционных упражнений, характерных свойств предметов, классификации словаря, обучение звуковому анализу и чтению, формирование пространственно-временных представлений.

Самый широкий и разнообразный спектр игр в развитии связной речи. Эффективны и дидактические, и подвижные, и сюжетно-ролевые, театрализованные игры и игры-драматизации.

Тексты закличек, чистоговорок, потешек удобнее напечатать на карточках.

«Кто мы – мы не скажем, а кто мы – мы покажем»;

«Что мы делаем – не скажем, а что делаем – покажем.

Цель: составление и распространение предложений,

развитие мимики, жестов, движения.

Дидактическая игра «Загадалки».

Цель: составление описательного рассказа.

А результатами нашей работы по коррекции и развитию речи детей с нарушением слуха можно назвать положительную динамику речевого развития всех детей коррекционной группы, наши выпускники успешно обучаются в массовых школах города. В утренниках и развлечениях ребята не уступают по речевой активности детям из массовых групп. Они – заметные участники фестиваля детского словотворчества «Родное слово», проекта «Деревья Добрых Дел». Дети из массовых групп, чаще младшего возраста, частые зрители миниконцертов детей коррекционной группы. Но самые яркие театрализованные игры и детские выступления, конечно, для родителей.

Игра и речь - неотъемлемые содержательные и отлично дополняющие друг друга составляющие детского бытия. Поэтому играйте с детьми с активным речевым сопровождением, развивайте речь в игровой форме. Прежде всего, заинтересуйте игрой, а после уступайте ему инициативу. При этом необходимо помнить, как важно присутствие взрослого и его внимание к детским успехам.

Прикреплённые файлы:

rol-igry-v-procese-rechevogo-razvitija-reb-nka_ne9ed.ppt | 7625,5 Кб | Скачан: 264
 
Публикации по теме:

Мультимедийная презентация «Творческий отчет по теме «Экологическое воспитание младших школьников» Природа –это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В,А,Сухомлинский.

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Зима
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Роль игры в процессе речевого развития ребенка.
Опубликовано: 11 ноября 2012 в 17:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Утро весны» Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное...
Проект «Творческая мастерская».
Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у нас 3 старшие и 2...
Будущие первоклассники — участники конкурса Звёздочка в ладошке!
Воспитанники подготовительной к школе группы «Ладушки» приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Звёздочка в ладошке». Конкурс понравился...
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта».
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта». Встречаться в стенах поселкового Дома Культуры поселка Идрица ( директор Е. М. Маслова, стало...
«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3. (как...
«Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер. » А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер, он ведь тоже...