Роль игры в процессе речевого развития ребенка.

Ольга Шестакова (Тарасова)
Роль игры в процессе речевого развития ребенка.

Речь - основа человеческого разума, венец творения природы. Речевая функция при этом так же, как и другие высшие психические функции, не дана человеку изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного развития. Этот путь не прямая линия, причем у каждого человека он индивидуален и неравномерен. На него влияют и уровень соматогенного здоровья, сформированности головного мозга, слуха, речедвигательного аппарата речевая среда,условия для сенсорного и психического развития чувственного познания мира.

В какой то момент начинается бурное развитие определенного речевого фактора фонематических процессов, фонематики, лексики, грамматики, связной речи. При этом другие факторы могут находиться в состоянии относительной стабильности. В определенный период все эти процессы синхронизируется,чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способной адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку современное общество.

Формирование правильной речи у детей – это сложный и длительный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной, иметь достаточный объем словаря, умело и полно оперировать им. Не секрет, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, усложняется тяжесть этих отклонений. Современные дети живут в мощном информационном поле, одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие.

Свой отпечаток накладывает и экология, соматическое здоровье наших детей, к сожалению, желает лучшего. Происходят изменения и в плане психического здоровья дошкольников. Мы можем наблюдать, как меняются их взгляды на мир, отношения с окружающими. И, кажется, способность детей сознавать и контролировать свою деятельность свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоционально-волевая сфера качественно не развивается. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети все меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других и язык эмоций, как специфический компонент речевой коммуникации теряет свою яркость.

Вот здесь то и актуально поднять вопрос о роли игры в развитии речи. Ведь игру называют спутником детства, она также как и речь не возникает стихийно, а развивается под руководством взрослого и совместной деятельности с ним. В игре ребенок двигается, говорит, думает, активизируются все речевые процессы, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Многие педагоги, логопеды, дефектологи, психологи высоко оценивают роль игры для детей в развитии речи.

Условно можно разделить все игры на 2 группы:

Сюжетно-ролевые, творческие игры:

- игры на бытовые темы, с производственной тематикой;

- театрализованные игры, игры-забавы и развлечения.

Игры с правилами:

- дидактические игры (игры с игрушками, предметами, словесные, настольные);

- подвижные игры (сюжетные и бессюжетные игры, с элементами спортивных игр).

Все эти игры таят в себе большие возможности речевого общения, формируют у ребят определенный объем словаря, развивают и активизируют его, развивают фонетико - фонематическое восприятие, помогают в игровой форме решать умственные задачи, развивая при этом лексико-грамматический строй речи, словотворчество, связную речь.

Требования к выпускникам ДОУ по уровню связной речи с каждым годом возрастает.

Ребенок должен не только иметь достаточный объем словаря, но и уметь правильно говорить, рассуждать, логически и доказательно высказываться. Очевидной становиться необходимость обновления традиционных методов речевого развития, как по форме, так и по содержанию.

Для повышения эффективности развития речи с детьми дошкольного возраста предлагаем Вашему вниманию инновационные творческие новинки и разработки, применяемые и уже оцененные в работе с детьми, имеющими нарушение слуха и речи.

Работа над звукопроизношением и фонематическим восприятием кропотлива и продолжительна.

Как показывает практический опыт, в веселых и занимательных играх поставленные у детей звуки закрепляются быстрее, а скучные упражнения превращаются в увлекательные задания. Поэтому необходимо иметь в своем арсенале несколько ярких дидактических игр, разнообразных пособий для развития мимической мускулатуры артикуляционного аппарата, для формирования правильного дыхания, ритмического восприятия и интонационной выразительности речи

Дидактическая игра «Солнышко».

Цель: создание игровой мотивации, показ точных движений органов артикуляционного аппарата.

Дидактическая игра «Веселые истории».

Цель: формирование ритмического восприятия слогов, развитие интонационной выразительности, правильного членения фразы.

Дидактическая игра «Звуковая дорожка».

Цель: закрепление правильного произнесения изолированного звука, составление слогов, автоматизация звуков в слогах.

Работа по формированию лексико-грамматического строя речи требует большой, планомерной работы по накоплению и активизации словаря.

У детей с нарушениями в развитии, как правило, наблюдаются затруднения в использовании предлогов, часты ошибки в согласовании числа, рода. Поэтому так незаменимы в повседневной практике игры с речевыми закличками: «Слушай, не зевай – нужную картинку (предмет) выбирай», «Я назову, ты повтори – нужную картинку (предмет) принеси», «Где предмет (картинка) - мы не скажем, а на карточке покажем».

Дидактическая игра «Кубигород».

Цель: закрепление артикуляционных упражнений, характерных свойств предметов, классификации словаря, обучение звуковому анализу и чтению, формирование пространственно-временных представлений.

Самый широкий и разнообразный спектр игр в развитии связной речи. Эффективны и дидактические, и подвижные, и сюжетно-ролевые, театрализованные игры и игры-драматизации.

Тексты закличек, чистоговорок, потешек удобнее напечатать на карточках.

«Кто мы – мы не скажем, а кто мы – мы покажем»;

«Что мы делаем – не скажем, а что делаем – покажем.

Цель: составление и распространение предложений,

развитие мимики, жестов, движения.

Дидактическая игра «Загадалки».

Цель: составление описательного рассказа.

А результатами нашей работы по коррекции и развитию речи детей с нарушением слуха можно назвать положительную динамику речевого развития всех детей коррекционной группы, наши выпускники успешно обучаются в массовых школах города. В утренниках и развлечениях ребята не уступают по речевой активности детям из массовых групп. Они – заметные участники фестиваля детского словотворчества «Родное слово», проекта «Деревья Добрых Дел». Дети из массовых групп, чаще младшего возраста, частые зрители миниконцертов детей коррекционной группы. Но самые яркие театрализованные игры и детские выступления, конечно, для родителей.

Игра и речь - неотъемлемые содержательные и отлично дополняющие друг друга составляющие детского бытия. Поэтому играйте с детьми с активным речевым сопровождением, развивайте речь в игровой форме. Прежде всего, заинтересуйте игрой, а после уступайте ему инициативу. При этом необходимо помнить, как важно присутствие взрослого и его внимание к детским успехам.

Прикреплённые файлы:

rol-igry-v-procese-rechevogo-razvitija-reb-nka_ne9ed.ppt | 7625,5 Кб | Скачан: 263
 
Публикации по теме:

Мультимедийная презентация «Творческий отчет по теме «Экологическое воспитание младших школьников» Природа –это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В,А,Сухомлинский.

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Роль игры в процессе речевого развития ребенка.
Опубликовано: 11 ноября 2012 в 17:44
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой...
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев» . Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить родителей...
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...