Роль «ярлыка» в жизни ребенка

Оксана Рау
Роль «ярлыка» в жизни ребенка

Сегодня мы поговорим о такой человеческой черте – как привычка вешать ярлыки, в том числе и даже на своих детей.

Давайте с вами вначале разберемся. Что же такое «ярлык»?

Ярлык – это своеобразный отличительный знак. Марка, клеймо.

Как часто мы слышим от других или же сами говорим «ярлыками», например: «он лентяй», «вот настоящий бандит!», и т. д. И сами не подозреваем при этом, что приклеившийся уже прочно к ребенку ярлык начинает создавать сценарий его жизни, управляя его индивидуальными особенностями, соответствуя при этом ожиданиям и представлениям взрослых.

«Я не люблю убирать за собой игрушки, я ведь ленивый», «ну и что, что я ударил мальчика, вот вырасту – стану самым сильным бандитом – все игрушки мои будут». Самосознание и самооценка ребенка складываются в раннем детстве, исходя из того что думают и говорят о нем окружающие взрослые люди.

И то, какими словами мы характеризуем ЛИЧНОСТЬ ребенка (а не поступки и действия) и будет составлять основу самосознания малыша.

К чему же приводит навешивание ярлыков красочно передал в своей басне "Лев и ярлык" С. Михалков:

Проснулся Лев и в гневе стал метаться,

Нарушил тишину свирепый, грозный рык -

Какой-то зверь решил над Львом поиздеваться:

На Львиный хвост он прицепил ярлык.

Написано: «Осел», есть номер с дробью, дата,

И круглая печать, и рядом подпись чья-то…

Лев вышел из себя: как быть? С чего начать?

Сорвать ярлык с хвоста! А номер! А печать!

Еще придется отвечать!

Решив от ярлыка избавиться законно,

На сборище зверей сердитый Лев пришел.

«Я Лев или не Лев?» — спросил он раздраженно.

«Фактически вы Лев! — Шакал сказал резонно. -

Но юридически, мы видим, вы Осел!»

«Какой же я Осел, когда не ем я сена!

Я Лев или не Лев? Спросите Кенгуру!»

«Да! — Кенгуру в ответ. - В вас внешне, несомненно,

Есть что-то львиное, а что — не разберу.»

«Осел! Что ж ты молчишь! — Лев прорычал в смятенье.

Похож ли я на тех, кто спать уходит в хлев!»

Осел задумался и высказал сужденье:

«Еще ты не Осел, но ты уже не Лев.»

Напрасно Лев просил и унижался,

От Волка требовал. Шакалу объяснял…

Он без сочувствия, конечно, не остался,

Но ярлыка никто с него не снял.

Лев потерял свой вид, стал чахнуть понемногу,

То этим, то другим стал уступать дорогу,

И как-то на заре из логовища Льва

Вдруг донеслось протяжное: «И-аа!»

Мораль у басни такова:

Иной ярлык сильнее Льва!

Сегодня наша задача проанализировать негативные «ярлыки», научится преобразовывать их в положительные, а также и вовсе стараться обходится без них.

- «Навешивая» в очередной раз «ярлык» задумайтесь о истинной природе слова, что оно означает? Приемлем ли этот «ярлык» по отношению к ребенку?

- Попробуйте в негативном увидеть положительное и дать ему название.

Например:

не упрямый, а настойчивый;

не дикий, а энергичный;

не деспотичный, а лидер;

не привередливый, а разборчивый;

не занудный, а рассудительный.

Изменив знак «минус» на «плюс», вы в свою очередь сможете изменить и свое восприятие. Научитесь использовать новые «хорошие ярлыки», когда разговариваете с ребенком и воспитываете его.

- Вместо навешивания «ярлыка» попробуйте поговорить с ребенком о том, что вас беспокоит, тревожит в его поведении.

Например: Вместо «Грубиян! Прекрати мне хамить сейчас же!» - «Когда я слышу грубость в свой адрес, у меня пропадает желание общаться с тобой, я была бы признательна, если бы ты сменил тон в нашем разговоре».

- Попробуйте вербально смоделировать поведение ребенка, указывая на его прошлые достижения.

Например: «Солнышко, ты, наверное, хотел мне помочь, как вчера, когда ты так ловко справился с кучей разбросанных игрушек!»

- Будьте для ребенка положительным примером.

Избавившись от «ярлыков» мы больше не будем ограничивать детей в их мечтах, надеждах и возможностях. Помните, что ребенка мы не выбираем, а принимаем его таким, какой он есть, мы можем лишь направлять его энергию в нужное русло.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о празднике «День встреч и радости»Фотоотчёт о празднике «День встреч и радости» Вот и лето подошло к концу. Детский сад с радостью распахнул двери для ребятишек. Дети каждой группы пришли на долгожданную встречу не.

Презентация к родительскому собранию «Вредные привычки» Представляю презентацию для родительского собрания "Вредные привычки" С ней можно легко провести собрание в интересной для родителей форме.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Цветы
  • Насекомые и пауки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль «ярлыка» в жизни ребенка
Опубликовано: 5 марта 2014 в 21:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...
Фотоотчет «Спасем зимующих птиц»
нашей группе " Колокольчик" пришла тематическая неделя под девизом " Спасем зимующих птиц ". Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно...