Роль «ярлыка» в жизни ребенка

Оксана Рау
Роль «ярлыка» в жизни ребенка

Сегодня мы поговорим о такой человеческой черте – как привычка вешать ярлыки, в том числе и даже на своих детей.

Давайте с вами вначале разберемся. Что же такое «ярлык»?

Ярлык – это своеобразный отличительный знак. Марка, клеймо.

Как часто мы слышим от других или же сами говорим «ярлыками», например: «он лентяй», «вот настоящий бандит!», и т. д. И сами не подозреваем при этом, что приклеившийся уже прочно к ребенку ярлык начинает создавать сценарий его жизни, управляя его индивидуальными особенностями, соответствуя при этом ожиданиям и представлениям взрослых.

«Я не люблю убирать за собой игрушки, я ведь ленивый», «ну и что, что я ударил мальчика, вот вырасту – стану самым сильным бандитом – все игрушки мои будут». Самосознание и самооценка ребенка складываются в раннем детстве, исходя из того что думают и говорят о нем окружающие взрослые люди.

И то, какими словами мы характеризуем ЛИЧНОСТЬ ребенка (а не поступки и действия) и будет составлять основу самосознания малыша.

К чему же приводит навешивание ярлыков красочно передал в своей басне "Лев и ярлык" С. Михалков:

Проснулся Лев и в гневе стал метаться,

Нарушил тишину свирепый, грозный рык -

Какой-то зверь решил над Львом поиздеваться:

На Львиный хвост он прицепил ярлык.

Написано: «Осел», есть номер с дробью, дата,

И круглая печать, и рядом подпись чья-то…

Лев вышел из себя: как быть? С чего начать?

Сорвать ярлык с хвоста! А номер! А печать!

Еще придется отвечать!

Решив от ярлыка избавиться законно,

На сборище зверей сердитый Лев пришел.

«Я Лев или не Лев?» — спросил он раздраженно.

«Фактически вы Лев! — Шакал сказал резонно. -

Но юридически, мы видим, вы Осел!»

«Какой же я Осел, когда не ем я сена!

Я Лев или не Лев? Спросите Кенгуру!»

«Да! — Кенгуру в ответ. - В вас внешне, несомненно,

Есть что-то львиное, а что — не разберу.»

«Осел! Что ж ты молчишь! — Лев прорычал в смятенье.

Похож ли я на тех, кто спать уходит в хлев!»

Осел задумался и высказал сужденье:

«Еще ты не Осел, но ты уже не Лев.»

Напрасно Лев просил и унижался,

От Волка требовал. Шакалу объяснял…

Он без сочувствия, конечно, не остался,

Но ярлыка никто с него не снял.

Лев потерял свой вид, стал чахнуть понемногу,

То этим, то другим стал уступать дорогу,

И как-то на заре из логовища Льва

Вдруг донеслось протяжное: «И-аа!»

Мораль у басни такова:

Иной ярлык сильнее Льва!

Сегодня наша задача проанализировать негативные «ярлыки», научится преобразовывать их в положительные, а также и вовсе стараться обходится без них.

- «Навешивая» в очередной раз «ярлык» задумайтесь о истинной природе слова, что оно означает? Приемлем ли этот «ярлык» по отношению к ребенку?

- Попробуйте в негативном увидеть положительное и дать ему название.

Например:

не упрямый, а настойчивый;

не дикий, а энергичный;

не деспотичный, а лидер;

не привередливый, а разборчивый;

не занудный, а рассудительный.

Изменив знак «минус» на «плюс», вы в свою очередь сможете изменить и свое восприятие. Научитесь использовать новые «хорошие ярлыки», когда разговариваете с ребенком и воспитываете его.

- Вместо навешивания «ярлыка» попробуйте поговорить с ребенком о том, что вас беспокоит, тревожит в его поведении.

Например: Вместо «Грубиян! Прекрати мне хамить сейчас же!» - «Когда я слышу грубость в свой адрес, у меня пропадает желание общаться с тобой, я была бы признательна, если бы ты сменил тон в нашем разговоре».

- Попробуйте вербально смоделировать поведение ребенка, указывая на его прошлые достижения.

Например: «Солнышко, ты, наверное, хотел мне помочь, как вчера, когда ты так ловко справился с кучей разбросанных игрушек!»

- Будьте для ребенка положительным примером.

Избавившись от «ярлыков» мы больше не будем ограничивать детей в их мечтах, надеждах и возможностях. Помните, что ребенка мы не выбираем, а принимаем его таким, какой он есть, мы можем лишь направлять его энергию в нужное русло.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о празднике «День встреч и радости»Фотоотчёт о празднике «День встреч и радости» Вот и лето подошло к концу. Детский сад с радостью распахнул двери для ребятишек. Дети каждой группы пришли на долгожданную встречу не.

Презентация к родительскому собранию «Вредные привычки» Представляю презентацию для родительского собрания "Вредные привычки" С ней можно легко провести собрание в интересной для родителей форме.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль «ярлыка» в жизни ребенка
Опубликовано: 5 марта 2014 в 21:50
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...