Лучший педагог года

Роль конструирования в развитии детей предшкольного возраста

Надежда Александровна Маклакова
Роль конструирования в развитии детей предшкольного возраста

В современной методике под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно и изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребёнка : важное средство умственного воспитания детей. В процессе которого у детей формируются обобщённые представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности.

Публикация «Роль конструирования в развитии детей предшкольного возраста» размещена в разделах

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней можно проследить связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек, при выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий. В детском конструировании также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:конструирование из строительных материалов;конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;конструирование из природного материала.

Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.

Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Природный материал используется для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего, песок, снег, вода. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета, образца «форму, величину, строение и пр.»; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).

В деятельности, направленной на достижение определённой цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребёнком предметов окружающего мира. Например, сооружая конструкцию (постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей; совершенствуются эти представления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеивая мелкие детали (украшения на стенках корзинки, окна у домика и др.). Оно становится более целенаправленным. Создаётся также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая процесс восприятия процессы мышления.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщённые представления и умения целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек; дети учатся планировать работу, представляя её в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Всё это делает процесс конструирования организованным, продуманным. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединённых одним понятием здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметовдети анализируют и общие и различные признаки. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости - зависимости конструкции от её практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребёнок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них общие, различные признаки, и осуществляет это в определённой последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.

Таким образом, в процессе конструирования у детей вырабатываются и обобщённые способы действий, умения целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя её в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Всё это делает процесс конструирования организованным, продуманным.

Публикации по теме:

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. Даля под речью понимается «Что-либо, выраженное словами, устно.

Роль подвижных игр в развитии движений детей старшего дошкольного возраста Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Достаточное.

Роль театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Роль исследовательско-поисковой деятельности в развитии детей дошкольного возраста Цель : Развитие у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья познавательного интереса к поисково – исследовательской деятельности.

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и эстетического восприятия. Дошкольный возраст – это период,.

Родительское собрание «Роль игр в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать.

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать.

Роль детского конструирования в развитии детей дошкольного возраста Ребенок много играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Конструкторы детские.

Роль семьи в нравственном поведении и развитии детей дошкольного возраста Воспитание это важнейшая функция общества. Это приспособление человека к условиям существования. Основная цель воспитания это формирование.

Роль сказкотерапии в развитии общения у детей раннего возраста с ЗРР В последнее время особое значение в специальной психологии приобретает проблема задержки речевого развития, и является одной из ведущих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль конструирования в развитии детей предшкольного возраста
Опубликовано: 14 декабря 2015 в 21:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД