Роль лекотеки в развитии особенных детей. Статья из сборника материалов XIII-й региональной научно-практической конференции

Анастасия Комиссаренко
Роль лекотеки в развитии особенных детей. Статья из сборника материалов XIII-й региональной научно-практической конференции

В г. Благовещенске открылась первая лекотека, как структурное подразделение детского сада № 64. Лекотека организована для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития, и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Весь психолого-педагогический процесс лекотеки направлен на то, чтобы социально адаптировать ребёнка с проблемами в развитии и его семью к дальнейшей интеграции в общество.

Все виды образовательной деятельности в лекотеке тесно связаны друг с другом, взаимно проникают одна в другую. Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Таким образом, одно из наиболее важных условий в работе с особенными детьми – это игровая деятельность её разнообразие, вариативность. Новизна обстановки, необычное начало, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы вот – что помогает педагогам лекотеки не допустить в совместную деятельность однообразие, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и познавательного интереса.

Общеизвестно, что для гармоничного развития детей с ОВЗ общение имеет первостепенное значение. Педагоги лекотеки учат детей обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей, развиваются навыки межличностного общения, снимается психоэмоциональное напряжение. Таким образом, развиваются и совершенствуются коммуникативные навыки.

Наиболее успешно и ярко развитие особенного ребёнка происходит через изобразительную деятельность в лекотеке. Посредством совместного творчества обогащаются детско-родительские отношения. Изобразительное творчество для ребёнка с ограничениями - это еще и возможность осознания себя, своего внутреннего мира.

Формирование замысла в творческом процессе невозможно без знаний об окружающем мире. Насколько точными и четкими будут представления детей ОВЗ об окружающем, насколько ярко проявятся эти представления в изобразительном творчестве.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в особенных детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Изобразительная деятельность является прекрасным фоном для реализации всех образовательных областей. Тесная связь существует между изобразительной деятельностью и познавательно - речевой, художественно-эстетической, физической, социально-личностной. Взаимосвязь изобразительной деятельности и других областей в обучении детей с различными ограничениями имеет большой воспитательный и развивающий потенциал. Игровые приемы вводят ребят в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображений, что непосредственно влияет и на развитие познавательного интереса. Обыграть можно изобразительный материал (кисточки, трафареты, ножницы, краски и т. п.). Ведь с ними можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать ("бегать" по ровной дорожке, "кататься с горки", "прыгать" как зайчик и т. п.). Обыгрывание предметов, игрушек помогает привлечь внимание к изображаемому; мотивировать, обосновывать задание, заинтересовывать предстоящий работой, объяснить приемы изображения, рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. Другой прием - обыгрывание изображения. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Для меня важно, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к изображению, но и помогали выявить его достоинства и слабые стороны, вскрыть причины успехов и неудач.

Одним из эффективных способов сближения родителей и детей является их совместная творческая деятельность в условиях лекотеки. Это взаимообучение происходит в интересной, увлекательной, разноплановой деятельности.

Ребёнок «выбирает» для себя то или иное занятие в лекотеке, а родители и педагоги помогают ему реализовать потребность в познании мира, и умение оперировать полученными знаниями. Но предоставление особенному ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Чрезвычайно важное, условие эффективного развития творчества вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности малыш добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к его странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Лекотека дает возможность родителям видеть, как развиваются дети, радоваться этому вместе с ними и наслаждаться общением со своим ребенком. Педагог и родитель становятся для малыша посредниками от внешней среды, давая возможность поиска его индивидуального, не похожего ни на чей другой, пути развития.

Часто родители под влиянием прочитанной психолого-педагогической литературы пытаются сделать из своего чада нечто такое, что противоречит естественным законам детского развития. А в лекотеке у них есть возможность на практике приобрести позитивный опыт взаимодействия, который приносит удовольствие всем участникам – и взрослым и детям.

Родители являются главными педагогами особенно для детей ОВЗ, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными. [/i]

Публикации по теме:

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии.

Участие в межрегиональной научно-практической конференцииУчастие в межрегиональной научно-практической конференции 24 февраля в г. Йошкар-Оле прошла межрегиональная научно-практическая конференция "Музыкально-эстетическое воспитание детей в условиях перехода.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Овощи
  • Учимся считать
Автор публикации:
Роль лекотеки в развитии особенных детей. Статья из сборника материалов XIII-й региональной научно-практической конференции
Опубликовано: 28 ноября 2012 в 14:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экспериментирование в детском саду. Экологическое воспитание
Полностью согласна с этими словами. Можно очень многое рассказывать, но кажущаяся ненужной и скучной информация забывается, и она скорее запомнится, если...
Открытое мероприятие в средней группе
Тема: « Путешествие в страну математики». Цель : развитие познавательных интересов. Задачи: закреплять умение считать в пределах 5; учить соотносить...
ِِФотоотчет о неделе добрых дел — Мы — друзья птиц!
Не для кого не секрет, что птицы сильно страдают зимой от голода и холода. Особенно тяжело птицам приходится, когда выпадает снег. Под снегом скрываются...
Фотоотчет с КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.
КВН по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Подготовили и провели: Кичигина Л. И. Хахонина Г. В. Цель: Формирование...
Дидактическая игра «Времена года»
Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные....