Роль литературных произведений и фольклора в системе социализации дошкольников

Татьяна Коносова
Роль литературных произведений и фольклора в системе социализации дошкольников

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация - результат адаптации, приспособления личности к групповым нормам в процессе социального взаимодействия людей.

Социализацию можно условно разделить на несколько основных направлений:

• Гендерная (Полоролевая идентификация личности «Дед и баба»)

• Коммуникативная (Взаимодействие с окружающими «Колобок»)

Социальная (Я и общество «Репка»)

Данная специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития

В рамках эксперимента по развитию навыков сюжетно- ролевой игры у детей раннего возраста, мною была написана программа рабочее название: «Здравствуй, кто пришёл?» Программа рассчитана на 18 игровых занятий и направлена на постепенный переход от предметной игры к сюжетно- ролевой.

Основной парадокс при переходе от предметной игры к ролевой заключается в том, что непосредственно в предметном окружении детей в момент этого перехода существенного изменения может и не произойти. У ребенка были и остались все те же игрушки - куклы, автомобильчики, кубики, мисочки и т. п. Более того, и в самих действиях на первых этапах развития ролевой игры ничего существенно не меняется. Все эти предметы и действия с ними включены теперь в новую эмоционально-привлекательную деятельность. Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого.

К этому следует добавить еще одну особенность ролевой игры, которая недостаточно оценивалась. Ведь ребенок, сколь эмоционально ни входил бы в роль взрослого, все же чувствует себя ребенком.

Есть основания полагать, что при выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым ребенок сам сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре выполняет одновременно как бы две функции; с одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение.

Содержание ролей, главным образом сосредоточено вокруг норм отношений между людьми, т. е. ее основным содержанием являются нормы поведения, существующие среди взрослых людей, то в игре ребенок как бы переходит в развитой мир правил человеческих взаимоотношений. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребенка

Народная сказка, особенно в раннем возрасте, позволяет осуществлять процесс воспитания дошкольников более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают показать:

• как дружба помогает победить зло ("Зимовье");

• как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");

• что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").

Программа подразумевает активное взаимодействие психолога и воспитателя группы раннего возраста. Перед игровым занятием, посвящённым определённой сказке, воспитатель несколько раз читает эту сказку детям, а в процессе игры обсуждаются и проигрываются ситуации, сцены этой сказки.

Например, занятие «Теремок», где отрабатываются навыки вежливого и конструктивного общения

Как правильно поздороваться, как правильно представится – рассказать о себе окружающим. Как правильно принять гостя в свой дом. Каждый ребёнок по очереди становится или гостем, или хозяином теремка.

В ходе занятия «Три Медведя» детьми обсуждается и проигрывается семейные ролевые отношения: Роль отца, Михайлы Ивановича, как самого сильного и умного, роль матери, Настасьи Петровны - заботливой и трудолюбивой, Роль Мишутки сына, уважающего своих родителей и не перебивающего их. В нескольких упражнениях раскрываем основные обязанности - отец приносит в дом еду –упражнение «Мишка косолапый по лесу идёт». Мама варит еду – пальчиковая гимнастика «Варись, варись кашка». Мишутка помогает маме перебирать орехи, фасоль, рис – игра «Сортировка».

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница., а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям ("Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения", но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".

В старших группах процесс социализации помогает программа «Школа доброты» Целью программы является формирование эмпатии у детей и профилактика агрессивности в детском возрасте

С возрастом развивается способность ребенка переживать за другого, что связано с возрастными изменениями у него темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием социального окружения. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатииного процесса — сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Сопереживание — это переживание сходной эмоции с объектом. По мере становления второго компонента эмпатииного процесса сочувствия доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты, знания моральных принципов и социальные ориентации ребенка. Сочувствие выражается в стремлении оказать помощь другому. На основе таких двух компонентов эмпатииного процесса, как сопереживание и сочувствие, у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.

Для формирования эмпатийного поведения ребенку необходимо воспринять или эмоционально осознать ценность своих поступков.

Осознать ценность конструктивного взаимодействия и обсудить различные жизненные ситуации дошкольникам помогают отрывки из различных литературных произведений, включенные в ход каждого занятия.

Тема «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей» читаем и обсуждаем рассказ Л. Толстого «Косточка». Причины поступка мальчика, его чувства и переживания, способы решения проблемной ситуации. Русская литература даёт нам огромный материал для освоения и закрепления дошкольниками моральных и этических норм социума.

На занятии «Ссоры братев и сестёр» мы с детьми стараемся поощрять проявления сочувствия и сопереживания к окружающим людям. Читаем рассказ Э. Шима «Брат и младшая сестра». После прочтения детям задаются проблемные вопросы:

—Как маленькой девочке удалось насобирать ягод больше, чем ее старшему брату?

—Почему старший брат каждый раз, собирая в лесу ягоды, старался помочь своей младшей сестре?

—Вы хотели бы иметь такого старшего брата? Почему?

После обсуждения разыгрывается проблемная ситуация: «Брат и сестра ссорятся из-за игрушки» и «Брат и сестра помогают друг другу». Сравниваем какие лица были у детей в противоположных ситуациях, какие эмоции испытывали зрители и участники инсценировок.

На занятии «Как помочь больному другу?» моей целью было

закрепить и обобщить представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам, побуждать детей к проявлению внимания и заботы о заболевшем товарище.

Читаем рассказ А. Митта «Шар в окне».

Обсуждая рассказ, задаём вопросы:

—Что можно сказать о детях, которые принесли шарик?

—Приятно ли было Коле, что друзья не забыли о нем?

—Какие чувства вызывает у вас этот рассказ?

—Были ли у вас ситуации, когда вы помогали в чем-то или чем-то своим друзьям? Расскажите о них

Обычно, очень сложно ребёнку понять, как можно поддержать друга, тем более больного. Эгоцентризм в большинстве случаев мешает понять чужую боль. Дети чаще сами ждут сочувствия от других, но не умеют, в большинстве случаев правильно его выразить и предложить свою помощь

Рассказы Л. Толстого, В Осеевой, Э. Шима, стихи Е. Благининой, А. Барто, Н. Калининой и многих других, при грамотном и вдумчивом их прочтении и обсуждении становятся важными инструментами в процессе социализации дошкольников.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

Публикации по теме:

«Познай себя». Модифицированная программа по формированию позитивной самооценки у дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 134 г. Томска Иркутский тр. 51/1 УТВЕРЖДЕНО:.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Детские писатели
Автор публикации:
Роль литературных произведений и фольклора в системе социализации дошкольников
Опубликовано: 6 марта 2014 в 19:53
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...
Фотоотчёт: «Чудесные причёски!»
Фотоотчёт: «Чудесные причёски! » Запысова М. И. Красота! Великое слово! Красота! Звучит, словно, песня, Снова и снова! Красота! Величава и бесподобна!...