Лучший педагог года

Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры

Галина Мухина
Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры

СЛАЙД 1:

Тема: Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры

СЛАЙД 2:

В настоящее время особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что «сфера образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности для становления и развития его гражданственности, принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни». А с введением ФГОС дошкольного образования всё большую актуальность приобретает вопрос интеграции патриотического и духовно-нравственного воспитания через малые культурные формы с другими областями знания (литература, природоведение, изобразительное искусство и другие).

Публикация «Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры» размещена в разделах

Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что, не смотря на огромное количество образовательных программ и разработанных комплексов по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, в практике дошкольных образовательных учреждений этот процесс зачастую проходит бессистемно, не производится отбор эффективных методов и мероприятий для повышения результативности этого процесса.

СЛАЙД 3:

Объект нашего исследования – этнопедагогический аспект дошкольного образования.

Предмет исследования – роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить, насколько малые фольклорные формы эффективны в приобщении дошкольников к истокам русской национальной культуры.

СЛАЙД 4:

Для доказательства была выдвинута следующая гипотеза: приобщение дошкольников к истокам национальной культуры в ДОУ будет эффективным, если в процессе организации данной деятельности будут соблюдаться определенные принципы, применяться соответствующие фольклорные формы, будет создана специальная предметно-развивающая среда.

СЛАЙД 5:

.

В ходе работы по указанной теме нами были рассмотрены теоретические основы приобщения дошкольников к истокам национальной культуры (воспитательное воздействие нац. культуры, условия эффективного приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, воспитательный потенциал малых фольклорных форм и их виды, а также, с целью доказательства выдвинутой гипотезы было проведено эмпирическое исследование, результаты которого будут приведены далее.

СЛАЙД 6:

Эмпирическое исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад №12» д. Савино.

Для исследования была сформирована выборка - 10 детей старшего дошкольного возраста, 10 родителей.

Период проведения исследования – 1 год.

Исследование проводилось в три этапа:

1) Констатирующий (август 2013 г.)

2) Формирующий (сентябрь 2013 г. – июль 2014 г.)

3) Контрольный (август 2014 г.)

СЛАЙД 7:

На первом этапе исследования для определения уровня знаний детьми устного народного творчества, быта наших предков, народных промыслов, а также знание своей семьи и её традиций, дошкольникам предлагалось выполнить несколько заданий.

Аналогичные задания были предложены и родителям.

В их основе было заложены следующие критерии:

знание своей Родины;

знание примет, пословиц, поговорок русского народа и их значения;

представление о русском народном костюме;

знание декоративной росписи;

знание названий и назначения предметов быта в старину;

знание особенностей различных промыслов;

знания о членах семьи и родственных отношениях.

СЛАЙД 8:

По результатам выполненных заданий мы получили следующие результаты. Они представлены на диаграмме.

Из 10 дошкольников ни один не обладает высоким уровнем знаний в области нац. культуры, 6 человек демонстрирую средний уровень знаний и 4 человека – низкий. Полученные результаты говорят о том, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого.

По результатам анкетирования родителей выяснилось, что они также имеют не очень глубокие знания о культурном наследии своих предков, но практически все стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т. д.

СЛАЙД 9:

Для того, чтобы повысить уровень знаний дошкольников в области нац. культуры до среднего и высокого на втором этапе исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

1. Обогатить предметно-развивающую среду.

2. Повысить уровень знаний и умений детей по данной проблеме.

3. Повысить уровень педагогической культуры родителей.

СЛАЙД 10:

Работа проводилась по следующим направлениям:

• Экологическое и трудовое воспитание;

• Связная;

• Художественно-творческая деятельность;

• Социально-нравственное развитие;

• Мир музыки;

• Физическое развитие;

• Игра.

СЛАЙД 11-12:

На слайде представлен фотоотчет по мероприятиям, проводимым с дошкольниками.

В течение года проводились циклы занятий по ознакомлению детей с природой, историей и культурой родного края, встречи с интересными людьми, экскурсии в природу, к памятным местам своего села. Мы с детьми работали в саду и в огороде, ухаживали за комнатными растениями. Традиционными стали субботники по благоустройству территории с участием родителей.

Вместе с ребятами мы знакомились с предметами декоративно-прикладного искусства. Вместе мы мастерили похожие поделки: кукол из ткани, из ниток, соломы, расписали тарелки из папье-маше.

Наибольший интерес и восторг у дошкольников вызывает подготовка к нац. праздникам и их проведение. Совместно мы отметили Рождество, Масленицу, Троицу. В подготовке активное участие принимали и родители.

Работа с художественной литературой также была неотъемлемой частью нашей деятельности, я старалась использовать разные фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, сказки) в режимных моментах и просто в повседневной жизни детей.

СЛАЙД 13:

В конце года была проведена повторная диагностика.

Следующая диаграмма демонстрирует нам, что по сравнению с начальным этапом, уровень знаний дошкольников в области нац. культуры вырос. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации); правильно называют членов своей семьи и определяют родственные отношения; самостоятельно называют особенности и главные достопримечательности своего родного края; активно используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т. д.).

СЛАЙД 14:

Проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу - приобщение дошкольников к истокам национальной культуры в ДОУ эффективно, если в процессе организации данной деятельности соблюдаются определенные принципы, применяться соответствующие фольклорные формы (пословицы, поговорки, песни, сказки, праздники, создана специальная предметно-развивающая среда в ДОУ и семье.

Процесс приобщения дошкольников к истокам национальной культуры становится полным при использовании различных фольклорных форм. Их применение в образовательном процессе помогает глубже познакомить ребенка с культурными особенностями нашей страны, научить его гордиться достижениями своего народа, его многовековой историей.

СЛАЙД 15: Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской культуры (анкетирование для родителей) 1. Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа: а) Как жили наши предки; б) Какими занимались ремеслами? в) Как сеяли хлеб?.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи через использование малых фольклорных форм во второй младшей группе .

НОД «Приобщение к истокам русской народной культуры. Знакомство с русской печью, с бытом» (вторая младшая группа) НОД "Приобщение к истокам русской народной культуры. Знакомство с русской печью, с бытом. " для детей второй младшей группы. Цели: - воспитывать.

Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Опыт работы «Влияние малых фольклорных форм в развитии диалогической речи старших дошкольников» Воспитателя Медведевой Екатерины Николаевны.

Фотоотчет «Приобщаемся к истокам русской культуры»Фотоотчет «Приобщаемся к истокам русской культуры» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своей работой по приобщению родителей и детей к истокам русской культуры. Мне эта тема близка.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Подготовили воспитатели средней группы Погося Сусанна Суреновна и Рыжкова Людмила.

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры В стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента РФ от 2012.

Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа)Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа) А вот и печь, во всей красе. Стол с домашней утварью. Дети в избу пришли, а Хозяюшка их встречает, в гости приглашает. Заходите, гости.

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры» Проект Приобщение детей к истокам русской культуры Подготовила воспитатель Николаева Светлана Васильевна Актуальность проведения.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: Рудометова Н. В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 347» г. Пермь Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль малых фольклорных форм в приобщении дошкольников к истокам русской культуры
Опубликовано: 17 июля 2015 в 20:40
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД