Лучший педагог года

Роль матери и семейного окружения в коррекции отклонений и психического развития детей с РАС

Ольга Кожевникова
Роль матери и семейного окружения в коррекции отклонений и психического развития детей с РАС

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с различными отклонениями связана с решением вопроса о том, по какому пути пойдёт развитие детей данной категории и их дальнейшая социализация.

Всем нам известно, что именно семья является наиболее важным фактором социализации ребёнка и именно влияние семьи в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья роль семьи, а особенно матери неизмеримо возрастает, т. к. именно на неё ложится основное бремя ухода, воспитания и развития таких детей. Семья аутичного ребёнка испытывает постоянные сложности и ограничения, связанные с особым развитием ребёнка, часто лишена моральной поддержки не только со стороны знакомых, но и близких людей. Особенно матери испытывают тяжелый психологический гнёт, т. к. с появлением неполноценного ребёнка у многих возникают сильные эмоциональные переживания.

Публикация «Роль матери и семейного окружения в коррекции отклонений и психического развития детей с РАС» размещена в разделах

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребёнка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины и разочарования. Кроме того, отцы обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жёны.

В особой ситуации растут братья и сёстры таких детей : они тоже испытывают бытовые трудности, ведь родители часто вынуждены жертвовать их интересами. В какой - то момент они чувствуют обделённость вниманием.

Одной из поставленных задач для сотрудников нашего центра - это психологическая помощь семье с целью смягчить первый удар и принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть с ориентацией родителей на активную помощь ребёнку. Такие семьи особенно нуждаются в постоянной поддержке.

Главное в нашей работе это налаживание контакта с семьей, направлять и настраивать именно мать на сохранение душевного равновесия, для того, чтобы стать активными помощниками своему ребёнку. Мать должна как можно лучше понять проблемы своего ребёнка, чутко прислушиваться к советам специалистов, вырабатывать в себе ряд новых качеств.

Нам, специалистам, в свою очередь необходимо показать родителям пусть самые незначительные успехи ребёнка в развитии как результат совместной деятельности специалистов и родителей, в которой они являются партнёрами. Мы должны относится к семье внимательно, стараясь не навредить, не нарушить согласие в семье своими рекомендациями.

Радует тот факт, что мы в своей практике столкнулись с семьями, которые очень активны и заинтересованы в развитии своих детей. Родители с желанием идут на контакт со специалистами, делятся своими радостями и разочарованиями, со своими жизненными позициями и целями. Но вместе с тем родители должны помнить, что не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Надо адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребёнка.

Часто родители идут от одного специалиста к другому для того, чтобы более чётко понять проблему и получить совет о том, как воспитывать и обращаться со своими детьми. И соответственно, родители, испытывая недостаточность объяснений (со стороны специалистов) продолжают свои поиски.

В нашем отделении была сформирована и начала работу группа для детей с РАС кратковременного пребывания. Работа отделения направлена на коррекцию различных отклонений в развитии детей с РАС, на их социализацию. Коррекционные подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но прежде всего в работе мы должны установить с родителями взаимопонимание и доверие. И родители и специалисты должны помнить, что если возникают какие-то вопросы или опасения, то не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности.

Так же важно пояснять родителям (в виде консультаций), что коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше.

Основные правила коррекционной работы :

- Коррекция детского аутизма должна быть комплексной и ведущее место отводится психолого-педагогической работе. Медикоментозное лечение необходимо. И родители должны помнить, что нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких- либо препаратов недопустимы.

- Аутичным детям трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Поэтому организационные особенности в учреждении и дома должны быть одинаковыми или близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с такими детьми должен соответствовать задачам коррекционной работы.

- Коррекционная работа остаётся необходимой на протяжении многих лет, но интенсивной она должна быть на начальных этапах.

Также, семьи имеющие ребёнка-инвалида сталкиваются с проблемами, связанные с возрастными особенностями больного ребёнка.

Первый период определяется спецификой развития ребёнка в первые годы жизни, поскольку родители с волнением наблюдают за тем, насколько успешно их ребёнок достигает определённых ступеней той нормы, которая известна для большинства здоровых детей определённого возраста.

Второй период испытаний для семьи – достижение ребёнком школьного возраста, уточнение формы и способа обучения. Ощутимой кризисной точкой может стать момент, когда родители убеждаются, что их ребёнок не в состоянии обучаться в обычной школе и нуждается в специальной программе. В этом случаи родители должны решить для себя - стоит ли бороться за посещение школы, условия которой для их ребёнка являются экстремальными, или смириться с надомным обучением, потеряв при этом реальную возможность постепенного приобретения навыков адаптации в коллективе сверстников.

Третий период начинается с переходом ребёнка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической форме заболевания, но возникают проблемы связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, планированием будущей занятости ребёнка. Это время может оказаться наполненным болезненными напоминаниями о том, что подростку не удаётся успешно завершить переход в следующий этап жизненного цикла- он продолжает оставаться зависимым от родителей. Семья очень остро переживает отчуждённость и изоляцию своего больного ребёнка.

Четвёртый период семейных сложностей - начало взрослой жизни, совершеннолетие. Это очередная переоценка ценностей с пессимистическими прогнозами, переживания дефицита возможностей. Но обнадёживающая перспектива занятости вызывает озабоченность и тревогу. Этот кризис семья переживает наиболее остро.

Пятый период развития семейных отношений - взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут заботиться о своём ребёнке.

Для того чтобы смягчить, нивелировать воздействие этих критических моментов на семью, необходимо учитывать возрастные особенности развития ребёнка и развития семейных отношений в эти периоды. Важно помнить о том, что физическое, социальное и эмоциональное «существование» членов семьи взаимосвязано и если возникают нарушения во взаимоотношениях или ухудшается здоровье одних родственников, это моментально вызывает изменения в жизни других. Замкнутость или открытость семьи активно влияет на то, как она справляется со своими проблемами.

Специалисты центра должны в своей работе учитывать особенности каждой семьи, с которой они работают. Правильная оценка семейных отношений позволит наиболее эффективно построить консультационную работу с семьей, достичь планируемых целей.

На базе нашего отделения функционирует 2 группы кратковременного пребывания с диагнозом аутизм. Дети находятся в группе в течение трёх часов. За это время они получают помощь со стороны специалистов разного профиля: педагог- психолог, инструктор по труду, музыкальный руководитель, инспектор ФК, логопед, социальный педагог и воспитатели. Дети посещают индивидуальные и групповые занятия, основанные на разработанных индивидуальных развивающе – коррекционных программах. В нашем отделении обслуживается 14 семей, из них: 9 полных, 3 неполных семей и матери-одиночки- 2. Специалисты и родители стараются быть в тесном контакте, что является положительным аспектом в нашей работе. Каждый специалист корректно и гуманно оценивает динамику продвижения ребёнка. Педагоги стремятся в каждом ребёнке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе. Со стороны родителей важно, чтобы специалисты центра получили информацию о том, какими знаниями, представлениями и умениями владеет их ребёнок и какие проблемы у ребёнка имеют место.

Первое время детей в центр приводили на ограниченный срок, который постепенно увеличивался. При этом присутствие мамы или близких родственников было обязательным. Дозированность пребывания соблюдалась в целях избегания пресыщения ребёнка, его усталости, предотвращения аффективных срывов. Но есть в центре дети, которые в период адаптации не требовали присутствия мамы, не выражали беспокойства по поводу их отсутствия. Это лишний раз подчёркивает, что роль матери и семейного окружения играет существенную роль в воспитании и развитии ребёнка. т. к. именно от того, как мама и ближайшее окружение реагируют на сложившуюся жизненную ситуацию зависит дальнейшее нахождение ребёнка в социуме.

Важно помнить ещё об одном факторе родителям и специалистам, что детям с аутизмом необходима пожизненная помощь.

И родителям необходимо знать, что коррекцию надо начинать с самого раннего возраста.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития Духовно – нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития М. Н. Беретарь, Воспитатель коррекционной группы, МБДОУ.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие.

Необходимость речевого развития и увеличение активного словаря как средство общения в социуме детей с РАС Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнетивной.

Нежелательное поведение ребенка с РАС в группе кратковременного пребывания и методы его коррекции НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА С РАС В ГРУППЕ КП И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КЛИНОВА В. В. В качестве основных поведенческих.

Особенности обучения детей с задержкой психического развития Особенности обучения детей с задержкой психического развития. Составитель Согомонян Г. Г. Одной из задач преобразования нашего общества.

Психологические особенности детей с задержкой психического развитияПсихологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.

Роль матери и семейного окружения в коррекции отклонений и психического развития детей с РАС Актуальность проблемы семейного воспитания детей с различными отклонениями связана с решением вопроса о том, по какому пути пойдёт развитие.

Статья «Роль системно-деятельностного подхода при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку» Постулат. 2017. №4 ISSN 2414-4487 УДК 376.112.4 Роль системно-деятельностного подхода при обучении детей с задержкой психического развития.

Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики Кондратьева Ирина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка» г. Нижний Новгород Стимулирование развития речи у детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль матери и семейного окружения в коррекции отклонений и психического развития детей с РАС
Опубликовано: 16 мая 2017 в 09:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД