Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Ирина Чернышева
Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Тема: «Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей».

Пальчиковая гимнастика для малышей.

Цель: познакомить родителей с методами и приемами развития мелкой моторики; с теоретической частью для осознанного включения родителей в педпроцесс.

Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующим его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции центральной нервной системы. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, развивают речь детей. Таким образом, целенаправленный и систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом являются естественным средством развития речи ребенка.

Что же происходит при занятиях пальчиковой гимнастикой?

- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи;

- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка;

- Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;

- При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль над выполняемыми движениями;

- Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений;

- Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории;

- В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.

Как проводить пальчиковую гимнастику?

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

- Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

- «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход», он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река», росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

-Игровые задания должны постепенно усложняться.

-Начинать игру можно только тогда, когда ребенок хочет играть.

-Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всем должна быть мера).

- Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребенок неважно себя чувствует.

- Недопустимо переутомление ребенка в игре.

Мы рекомендуем такие игры:

-Игры на развитие тактильного восприятия: «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее-холодное»; «Мокрое-сухое».

-Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Сушим одежду» (ребенок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает ее на шнурок; в картинке для этого сделано отверстие).

-Игры с пластилином.

-Игры с бумагой: «снежинки»(1-нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-скатать шарики из бумаги); «Складывание из бумаги».

-Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик…», «Расскажи стихи руками».

-Игры на выкладывание: «Составление целого из частей»- разрезные картинки(2 части, кубики мозаика.

Перспектива:

Развитие мелкой моторики через народные пальчиковые игры способствует гармоничному развитию ребенка как художественно-эстетической, социально-личностной, так и познавательно- речевой сфере.

Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» 20 декабря 2012 года на базе нашего детского сада "Ягодка" прошел семинар-практикум для родителей на тему:"Многообразие способов развития.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Опубликовано: 13 июня 2013 в 21:11
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Цветочек из гофрированной бумаги и мишуры» (мастер-класс)
Перед Днем Матери по традиции мы с детьми обычно готовим подарки. Хорошо известно, что лучший подарок - сделанный своими руками. Но когда у тебя в...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...
Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» —...
Программное содержание. Учить рисовать узор на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по своему желанию....
Новогодний ангелочек.
Ангелочка решили мы делать в предверии Нового года, так как в это время начинаем украшать группу, лестницы и конечно же наши жилища. Нашим ангелочком...