Получи документы

Роль мини-музея в приобщении детей с нарушенным слухом к традициям народа (5 фото)

Елена Красильникова
Роль мини-музея в приобщении детей с нарушенным слухом к традициям народа

Роль мини-музея в приобщении детей с нарушенным слухом к традициям народа

Воспитатели дошкольного отделения

ОГКОУ «Школа-интернат №92» :

Меркулова Т. В.

Красильникова Е. А.

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников сейчас весьма актуальна, ведь придет время, и именно сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. И очень важно именно сейчас обратить внимание на воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины.

Публикация «Роль мини-музея в приобщении детей с нарушенным слухом к традициям народа» размещена в разделах

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования прописано, что обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации, к ним в первую очередь относится:

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

- овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

Чувство патриотизма многогранно и сложно - это и любовь к своим близким и гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.

При этом проблема воспитания патриотических чувств остается, так как необходимо искать пути создания условий для патриотического воспитания для детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Проблема воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

А вот способы восприятия окружающего мира у детей с нарушенным слухом значительно отличаются от их слышащих сверстников; в связи с потерей слуха ведущими у таких детей являются : зрительные, осязательные и двигательные ощущения.

Маленькие неслышащие и слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с особенностями нарушений, с недостаточным житейским опытом, а также трудностью влиять на них с помощью речи, через чтение детской литературы.

Кроме того, на развитие личности детей с нарушениями слуха непосредственно влияют ограниченный чувственный и практический опыт, недостаточное понимание психологии других людей, социальных и моральных требований. Все это затрудняет накопление и обобщение нравственного опыта.

Необходимо учитывать, что дети с нарушениями слуха, при неправильном воспитании проявляют недоверчивость и даже враждебность к другим людям из-за недостаточного понимания мотивов их поступков, а иногда противопоставляют себя нормальным детям и взрослым. Нередко дети с нарушениями в развитии стремятся изолироваться, замкнуться в себе или же ведут себя агрессивно по отношению к людям, не нашедшим правильного подхода к ним. Поэтому, прежде всего, нужно завоевать доверие ребенка, найти и устранить повод, мешающий контакту его с педагогом, заставить поверить в доброжелательное, справедливое отношение к себе

У детей может возникать чувство неполноценности, которое создает отрицательное отношение к другим людям, самому себе, к труду, учению и препятствует формированию нормальных отношений с окружающими.

Одним из основных принципов отечественной педагогики и психологии является положение о воспитании в деятельности. Именно в деятельности создаются возможности для преодоления формализма в знаниях детей о моральных нормах, для воспитания нравственно-волевых качеств и отношений со сверстниками: в собственном практическом опыте они овладевают нормами морали и самостоятельно используют их в качестве средств саморегуляции поведения.

И как уже отмечалось главным источником представлений об окружающем мире для ребенка с нарушенным слухом является зрительное восприятие, поэтому педагогами нашего дошкольного отделения было принято решение создать мини-музей «Русская изба».

Музей как место, где экспонированы предметы материальной и духовной культуры человечества, позволяет реализовать главный принцип работы с глухими детьми – принцип наглядности. Опора на хорошо развитое у глухих детей наглядно-образное мышление помогает развивать запаздывающее в развитии у глухих мышление словесно-логическое.

Посещение музея дает глухому ребенку возможность составить правильное представление о разных исторических эпохах. В сознании ребенка должна возникает система представлений о становлении, формировании и развитии окружающей действительности.

Коррекционно-развивающая работа с глухими и слабослышащими детьми нацелена на активизацию речевого развития, обогащение словаря, пополнение знаний об окружающем мире, формирование элементов научного мировоззрения, развитие основных мыслительных операций.

В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, важно продумать весь речевой материал, который будет не только целесообразным, но и доступным для понимания воспитанников. (Все экспонаты музея- названия, принцип использования прописаны на табличках).

Перед проведением экскурсии в музей проводятся пропедевтические занятия с целью ознакомления воспитанников с теми объектами, которые будут предметом изучения в музее. Монолог педагога сведён к минимуму, постоянно прерываясь обращается к детям, побуждает их размышлять, находить нужный ответ. Детям предоставляется необходимый словарь по теме предстоящей экскурсии, демонстрируются иллюстрации, слайды. Именно на слова, наиболее важные для понимания темы, будет обращено внимание детей на экскурсии.

Закрепление материала проводится после экскурсии на занятиях, где детям предлагается вспомнить, что они видели в музее, обменяться впечатлениями, используя новые слова и понятия.

Создание музея в условиях образовательного учреждения необходимо по ряду объективных причин:

• Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, до наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи.

• Рациональное и интересное, с точки зрения творческого подхода, использование образовательного пространства группы детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект.

• Экспозиции музея помогают формировать в течение определенного времени не только конкретные представления об объектах музея (учитывая его профиль, но и знания, обобщенные представления о них, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях.

Практическая сторона данного вопроса свидетельствует о том, что в условиях дошкольного образовательного учреждения невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп могут проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

Одной из приоритетных задач в нашей работе в мини-музее является создание временной интеграции, когда на экскурсию в музей приглашаются дети с сохранным слухом, и при этом слабослышащий ребёнок выступает в роли не только слушателя, но и экскурсовода.

Проведение массовых мероприятий со слышащими сверстниками делает процесс воспитания и обучения увлекательным, развивает коммуникативные способности, даёт представление о том, как принято вести себя в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами- это позволяет ребёнку формировать бесконфликтное поведение.

Главная задача педагогов- помочь воспитанникам преодолеть трудности общения, привить нравственные привычки.

Дети вступая в контакт со слышащими сверстниками учатся общаться речью, формируются коммуникативные навыки, развивается чувство уверенности, осознание себя, как полноценного члена общества.

Роль мини-музея в приобщении детей с нарушенным слухом к традициям народа
Роль мини музея в приобщении детей с Нарушение слуха Обучение детей с нарушением слуха нарушенным слухом к традициям народа Воспитатели дошкольного отделения ОГКОУ Школа интернат Меркулова Т Красильникова Е

Прикреплённые файлы:

muzei_o1cdb.ppt | 6180 Кб
 
Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ Проблема патриотического воспитания детей и молодежи – одна из наиболее актуальных на сегодняшний день. Большую роль в ее решении играют.

Анкеты для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье». Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье». 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? •Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль мини-музея в приобщении детей с нарушенным слухом к традициям народа
Опубликовано: 17 марта 2015 в 15:31
+76Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД