МААМ-картинки

Роль моторных функций в развитии речи детей

Оксана Илюхина
Роль моторных функций в развитии речи детей

Мелкая моторика является неотъемлемой частью двигательной сферы детей и имеет большое значение в его психофизическом развитии.

Н. А. Бернштейн даёт следующее определение понятию моторика – двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой Н. А. Берштейн рассматривает последовательность движений, которые в своей совокупности необходимы для выполнения какой-либо определённой задачи.

Публикация «Роль моторных функций в развитии речи детей» размещена в разделах

Различают общую и мелкую моторику рук, артикуляционную, а также моторику мимической мускулатуры лица. Между речевой и двигательной моторикой существует тесная функциональная взаимосвязь. Ведь правильная речь ребенка обеспечивается согласованной работой многих мозговых структур.

Итак, в первой половине XIX века было сделано очень важное открытие, сыгравшее ведущую роль в представлениях о механизмах управления движениями. Значительным вкладом стал труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в котором была обоснована рефлекторная функция произвольных движений ребенка и глубоко раскрыта и изучена роль мышечной чувствительности в управлении движениями детей в пространстве и во времени, её взаимосвязь со зрительными и слуховыми ощущениями.

Такой механизм целенаправленного действия представляет собой очень сложную функциональную систему. Важными процессами в этой системе являются, прежде всего, включение двигательных автоматизмов, синтез афферентных сигналов для формирования двигательной задачи, создание основной программы действия, кинестетический контроль, а также формирование новых моторных автоматизмов. Данная взаимосвязь движений с психикой не ограничивается. Ведь психика ребенка не только детерминирует движение, но и сама проявляется в двигательных реакциях.

Психомоторика также является объективизацией всех форм психического отражения в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.

Таким образом, моторная функция ребенка состоит из двух крупных блоков таких, как двигательные умения, навыки и двигательные качества, то есть способности.

Важное значение занимает развитие речевой моторики. Некоторые авторы, например, В. А. Киселева и А. Семенович подчеркивают, что речевая моторика включает в себя два аспекта - мимическую и артикуляционную моторику [17, с. 21]. В работах Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой и др. термин «артикуляционная моторика» используется как синоним термина «речевая моторика». Под артикуляционной моторикой Л. С. Волкова подразумевает совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.

Итак, произношение звуков речи - это очень сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с первых дней жизни, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (например, гулением, лепетом). Все эти звуки являются первым этапом в речевом развитии младенца. Точность, сила и дифференцированность данных движений развиваются у младенца постепенно. Одним из главных условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики малыша. А для того чтобы правильно произносить звуки речи, малыш должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, которые включают в себя сложный комплекс движений. При произнесении различных звуков подвижные речевые органы малыша (язык, губы, нижняя челюсть) занимают строго определенное положение.

Е. М. Мастюкова придавала большое значение тому, что речь ребенка тесно связана онтогенетически, анатомически и функционально с двигательной системой.

Подчеркивая то, что речь ребенка оказывается наиболее уязвимой к воздействию различных вредных факторов на центральную нервную систему ребенка, она обнаружила у детей с нарушениями речи, на всех этапах их возрастного развития, зависимость между развитием моторных функций динамикой развития речи.

Таким образом, развитие моторных функций тесно взаимосвязаны с развитием речи. Формирование речевых функций совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие двигательных функций отстаёт, то задерживается и речевое развитие ребенка.

Регулярная работа над развитием двигательных функций детей дает возможность подготовить руку ребенка к обучению в школе, позволяет тренировать память, мышление, воображение, а также благополучно влияет не только на становление речи и ее функций, но и на развитие высших психических функций.

Итак, правильная речь ребенка - это важнейшее условие всестороннего и полноценного развития личности. Чем больше у ребенка словарный запас, тем правильнее его речь и ему легче воспроизводить свои мысли.

Работа педагогов, прежде всего, должна быть направлена на укрепление физического и психического здоровья ребенка, а также на развитие моторных функций.

В работу над развитием моторных функций входят упражнения по овладению тонко координированными движениями рук, нормализации мышечного тонуса ребенка, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных функций, развитию тонких двигательных координаций, развитию слухового внимания, а также двигательные упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений кинетического компонента, способствующие развитию динамической координации движений пальцев рук.

При организации работы по развитию моторных функций у дошкольников с нарушениями речи, следует учитывать их возрастные особенности. Развивать моторные функции необходимо начинать с раннего возраста, так как в этом возрасте закладываются основы фундамента развития моторных функций.

При организации занятий по развитию моторных функций у дошкольников с нарушениями речи следует соблюдать некоторые правила:

- все задания необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей детей;

- задания подбираются по степени возрастающей сложности выполнения;

- систематически проводить коррекционную работу;

- соблюдение режимных моментов при выполнении заданий, чтобы не вызвать у ребенка переутомление;

- в процессе проведения занятий формировать у детей положительную мотивацию.

Для того, чтобы речь дошкольника стала активно развиваться, недостаточно поместить ребенка в речевую среду. Необходимо создать условия для развития его собственной речи. Это возможно при использовании в процессе режимных моментов пальчиковых игр и упражнений, с помощью устного народного творчества, самомассаж с целью развития моторных функций.

Таким образом, проблемы развития моторных функций у дошкольников с нарушениями речи активно обсуждаются в научных и научно-методических работах по физиологии, психофизиологии, логопедии, дефектологии, специальной психологии, нейропсихологии. Структуры и функции головного мозга активно начинают развиваться в раннем возрасте, что способствует расширению познания ребенком окружающего мира.

В ходе развития моторных функций улучшается память, внимание мышление, умственные способности дошкольника, развивается эмоционально-волевая сфера и поведение ребенка, координация движений, сила и ловкость рук. Все моторные функции дошкольника и речевая моторика имеют тесную взаимосвязь, следовательно, развитие моторных умений и навыков будит благоприятно влиять на развитии речи ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль моторных функций в развитии речи детей
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 17:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД