Роль музыкального репертуара в патриотическом воспитании дошкольников

Любовь Скиаветти
Роль музыкального репертуара в патриотическом воспитании дошкольников

выступление из опыта работы

Скиаветти Л. Ф. ,

музыкального руководителя

I кв. категории

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

«Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности. Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека – не только воображение и чувство, но и мысль и волю». (по Б. М. Теплову)

В нашем детском саду со стороны педагогов отводится не мало времени на патриотическое воспитание детей: это и беседы о родной стране, и наблюдения за природой родного города, и чтение сказок и разучивание пословиц и поговорок русского народа, и привлечение детей к общественно-полезному труду. Но главный выход и показательный момент привлечения ребенка к патриотизму – является праздник. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев.

В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 9 Мая – День Победы, 23 февраля - День защитников Отечества, Город мой – Березники, Летний праздник, через который детям прививается любовь к природе, а также народные праздники и развлечения.

Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. На музыкальных занятиях знакомлю детей с народными музыкальными инструментами. Говорю о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. В нашем садике сохранился такой старинный музыкальный инструмент, как балалайка. Детям очень нравится устраивать народный оркестр, особенно под русские народные наигрыши, где первоначально присутствует медленный темп музыки, а потом он постепенно нарастает и детям необходимо не сбиться с него. Также рассказываю о том, что песни, потешки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так они передавались из поколения в поколение, кто их сложил – неизвестно. Говорят – народ сложил, поэтому их и называют народными. Совместно с воспитателями дети любят прослушивать русские народные сказки, очень любят святочные посиделки и гадания. Слушаем и поем такие песни, как «Веснянка», «Как у наших у ворот», «Во кузнице». Играем на народных инструментах «Светит месяц», «Ах вы, сени, мои сени», «Пойду ль я, выйду ль я». Водим хороводы «Во поле береза стояла», «Красный сарафан». Играем в игры «Плетень», «Барашеньки», «Калинка». Исполняем танцы «А я по лугу», «Кадриль», «Русский перепляс».

Редко, кто из современных детей по-настоящему знает, что такое деревня, ее быт, культура, обычаи. О том, что в далекие времена люди на Руси жили в маленьких домиках, эти домики назывались избами, что они обносились деревянными заборами с широкими воротами. Все люди, жившие в одной деревне, были хорошо знакомы между собой и любили ходить друг к другу в гости. Актуально вписывается в тему по патриотическому воспитанию детей Новогодний праздник по мультфильму «Деревня Простоквашино». Почти все из наших воспитателей совместно с детьми сделали в группах игрушечные композиции деревенского быта «Простоквашино».

Одной из задач патриотического воспитания детей является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Дети с удовольствием исполняют такие песни, как «Морской капитан» (Протасовой, «Песня о пограничнике» (Богуславского, «Бравые солдаты» (Филиппенко, «Катюша». Слушаем такие произведения, как «Три танкиста», «Эх, тачанка – ростовчанка», «Бескозырка белая». Дети исполняют патриотические танцы «Берега России» в исполнении Витаса, «Моряцкий танец», «Я, ты, он, она – вместе дружная страна» в исполнении Софии Ротару, «У солдата выходной». Эти танцы также включаю в праздник 8 Марта, так как не все родители обычно могут присутствовать на празднике Дня Защитников Отечества и посмотреть на своих детей. Для массовых танцев использую атрибуты – например, воздушные шары для обогащения рисунка танца или атласные ленты трех цветов – символ Российского флага. Дети выполняют различные перестроения, осваивают разные виды ходьбы, с большим желанием исполняют различные танцевальные движения, осваивают танцы с предметами. Праздник, посвященный Дню Победы тоже любим нашими детьми. В сердце каждого ребенка тема Победы находит отклик. Музыкальный материал, разучиваемые к этому празднику, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Это такие песни, как «Мой прадедушка» (Лыжовой, «Победа» (Габичвадзе, «Буденовец» (Дубровина). Уже на протяжение трех лет практикуем совместно с воспитателями исполнение для детей военных песен: «Огонек», «В землянке», «Темная ночь». В условиях праздника эти песни подпевают присутствующие в зале бабушки и дедушки. Подобные военные песни являются патриотическими, поэтому мы считаем, что дети должны их слушать и узнавать. Часто праздники, посвященные Дню защитников Отечества и Дню Победы проводим совместно с инструктором по ФИЗО Надеждой Михайловной. Дети с большим желанием играют в военные игры, перевоплощаются в моряков и пограничников.

В рамках патриотического воспитания совместно со Светланой Владимировной Касаткиной провели тематическое занятие «Россия – священная наша держава». На нем яркое внимание было уделено гимну Российской Федерации. Дети прослушали весь гимн, а затем была проведена беседа о характере прослушанной музыке и по содержанию текста. После чего разучили первый куплет гимна.

Каждый год ко Дню Рождения города разучиваем с детьми песни о Родине и Березниках. Хороший материал черпаю у талантливого композитора, нашей землячки – Лиины Алексеевной Вахрушевой. Такие песни, как «Все мы с вами земляки», «Уральская-хороводная», «Уральские звездочки» не оставляют равнодушными ни одного ребенка и мы с удовольствием их поем.

1 июня в детском саду проводим праздник – День защиты детей. В зависимости от погодных условий, проводим его в зале, либо на улице. Основная цель такого праздника – приобщение детей к миру, дружбе и любви к родной природе. Исполняем с детьми летние песни и хороводы, песни о мире, дружбе и любви к животным и растениям, например: «Не дразните собак, не гоняйте кошек», «Васильки», «Дружба всем нужна»; танцы «березок», «цветов», «бабочек», «жучков». Такой репертуар также затрагивает патриотическое воспитание наших детей.

Работая по патриотическому воспитанию дошкольников, я не оставляю без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей с великими классиками русской музыки. Прекрасный материал для детского слушания разработан в программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Дети знакомятся с произведениями П. И. Чайковского из его «Детского альбома», из альбома «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Свиридов, Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией.

Большую помощь в организации праздников, оказывают наши родители. Они помогают готовить для детей костюмы и атрибуты, закрепляют разученные в детском саду стихи и песни, с удовольствием присутствуют на праздниках, являясь их активными участниками. Не отказываются танцевать и играть вместе со своими детьми, являясь активными участниками праздничных мероприятий.

В заключении моего сообщения хочется сказать, что вся работа, направленная на патриотическое воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с нашими воспитателями. Совместно с ними, через музыкальную деятельность мы решаем следующие задачи:

- формируем у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родной страны, края и города

-воспитываем чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине

- воспитываем у детей чувство собственного достоинства как представителей своего русского народа.

Публикации по теме:

Азбука доброты и вежливости. Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие «Родина», но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для.

Методическое объединениеМетодическое объединение 15 марта 2012 года в МБДОУ д/с " Золотой петушок", МО cело " Бутырки" состоялось методическое объединение музыкальных руководителей детских.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Роль музыкального репертуара в патриотическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 23 апреля 2013 в 19:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Лэпбук «Соленые водоемы»
Отдыхать в отпуске это прекрасно, а отдыхать на море это прекрасно вдвойне! ) Но и в отпуске всегда есть место для дела! Любимого дела! Когда я думала,...