Роль музыкального репертуара в патриотическом воспитании дошкольников

Любовь Скиаветти
Роль музыкального репертуара в патриотическом воспитании дошкольников

выступление из опыта работы

Скиаветти Л. Ф. ,

музыкального руководителя

I кв. категории

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

«Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности. Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека – не только воображение и чувство, но и мысль и волю». (по Б. М. Теплову)

В нашем детском саду со стороны педагогов отводится не мало времени на патриотическое воспитание детей: это и беседы о родной стране, и наблюдения за природой родного города, и чтение сказок и разучивание пословиц и поговорок русского народа, и привлечение детей к общественно-полезному труду. Но главный выход и показательный момент привлечения ребенка к патриотизму – является праздник. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев.

В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 9 Мая – День Победы, 23 февраля - День защитников Отечества, Город мой – Березники, Летний праздник, через который детям прививается любовь к природе, а также народные праздники и развлечения.

Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. На музыкальных занятиях знакомлю детей с народными музыкальными инструментами. Говорю о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. В нашем садике сохранился такой старинный музыкальный инструмент, как балалайка. Детям очень нравится устраивать народный оркестр, особенно под русские народные наигрыши, где первоначально присутствует медленный темп музыки, а потом он постепенно нарастает и детям необходимо не сбиться с него. Также рассказываю о том, что песни, потешки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так они передавались из поколения в поколение, кто их сложил – неизвестно. Говорят – народ сложил, поэтому их и называют народными. Совместно с воспитателями дети любят прослушивать русские народные сказки, очень любят святочные посиделки и гадания. Слушаем и поем такие песни, как «Веснянка», «Как у наших у ворот», «Во кузнице». Играем на народных инструментах «Светит месяц», «Ах вы, сени, мои сени», «Пойду ль я, выйду ль я». Водим хороводы «Во поле береза стояла», «Красный сарафан». Играем в игры «Плетень», «Барашеньки», «Калинка». Исполняем танцы «А я по лугу», «Кадриль», «Русский перепляс».

Редко, кто из современных детей по-настоящему знает, что такое деревня, ее быт, культура, обычаи. О том, что в далекие времена люди на Руси жили в маленьких домиках, эти домики назывались избами, что они обносились деревянными заборами с широкими воротами. Все люди, жившие в одной деревне, были хорошо знакомы между собой и любили ходить друг к другу в гости. Актуально вписывается в тему по патриотическому воспитанию детей Новогодний праздник по мультфильму «Деревня Простоквашино». Почти все из наших воспитателей совместно с детьми сделали в группах игрушечные композиции деревенского быта «Простоквашино».

Одной из задач патриотического воспитания детей является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Дети с удовольствием исполняют такие песни, как «Морской капитан» (Протасовой, «Песня о пограничнике» (Богуславского, «Бравые солдаты» (Филиппенко, «Катюша». Слушаем такие произведения, как «Три танкиста», «Эх, тачанка – ростовчанка», «Бескозырка белая». Дети исполняют патриотические танцы «Берега России» в исполнении Витаса, «Моряцкий танец», «Я, ты, он, она – вместе дружная страна» в исполнении Софии Ротару, «У солдата выходной». Эти танцы также включаю в праздник 8 Марта, так как не все родители обычно могут присутствовать на празднике Дня Защитников Отечества и посмотреть на своих детей. Для массовых танцев использую атрибуты – например, воздушные шары для обогащения рисунка танца или атласные ленты трех цветов – символ Российского флага. Дети выполняют различные перестроения, осваивают разные виды ходьбы, с большим желанием исполняют различные танцевальные движения, осваивают танцы с предметами. Праздник, посвященный Дню Победы тоже любим нашими детьми. В сердце каждого ребенка тема Победы находит отклик. Музыкальный материал, разучиваемые к этому празднику, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Это такие песни, как «Мой прадедушка» (Лыжовой, «Победа» (Габичвадзе, «Буденовец» (Дубровина). Уже на протяжение трех лет практикуем совместно с воспитателями исполнение для детей военных песен: «Огонек», «В землянке», «Темная ночь». В условиях праздника эти песни подпевают присутствующие в зале бабушки и дедушки. Подобные военные песни являются патриотическими, поэтому мы считаем, что дети должны их слушать и узнавать. Часто праздники, посвященные Дню защитников Отечества и Дню Победы проводим совместно с инструктором по ФИЗО Надеждой Михайловной. Дети с большим желанием играют в военные игры, перевоплощаются в моряков и пограничников.

В рамках патриотического воспитания совместно со Светланой Владимировной Касаткиной провели тематическое занятие «Россия – священная наша держава». На нем яркое внимание было уделено гимну Российской Федерации. Дети прослушали весь гимн, а затем была проведена беседа о характере прослушанной музыке и по содержанию текста. После чего разучили первый куплет гимна.

Каждый год ко Дню Рождения города разучиваем с детьми песни о Родине и Березниках. Хороший материал черпаю у талантливого композитора, нашей землячки – Лиины Алексеевной Вахрушевой. Такие песни, как «Все мы с вами земляки», «Уральская-хороводная», «Уральские звездочки» не оставляют равнодушными ни одного ребенка и мы с удовольствием их поем.

1 июня в детском саду проводим праздник – День защиты детей. В зависимости от погодных условий, проводим его в зале, либо на улице. Основная цель такого праздника – приобщение детей к миру, дружбе и любви к родной природе. Исполняем с детьми летние песни и хороводы, песни о мире, дружбе и любви к животным и растениям, например: «Не дразните собак, не гоняйте кошек», «Васильки», «Дружба всем нужна»; танцы «березок», «цветов», «бабочек», «жучков». Такой репертуар также затрагивает патриотическое воспитание наших детей.

Работая по патриотическому воспитанию дошкольников, я не оставляю без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей с великими классиками русской музыки. Прекрасный материал для детского слушания разработан в программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Дети знакомятся с произведениями П. И. Чайковского из его «Детского альбома», из альбома «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Свиридов, Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией.

Большую помощь в организации праздников, оказывают наши родители. Они помогают готовить для детей костюмы и атрибуты, закрепляют разученные в детском саду стихи и песни, с удовольствием присутствуют на праздниках, являясь их активными участниками. Не отказываются танцевать и играть вместе со своими детьми, являясь активными участниками праздничных мероприятий.

В заключении моего сообщения хочется сказать, что вся работа, направленная на патриотическое воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с нашими воспитателями. Совместно с ними, через музыкальную деятельность мы решаем следующие задачи:

- формируем у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родной страны, края и города

-воспитываем чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине

- воспитываем у детей чувство собственного достоинства как представителей своего русского народа.

Публикации по теме:

Азбука доброты и вежливости. Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие «Родина», но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для.

Методическое объединениеМетодическое объединение 15 марта 2012 года в МБДОУ д/с " Золотой петушок", МО cело " Бутырки" состоялось методическое объединение музыкальных руководителей детских.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Роль музыкального репертуара в патриотическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 23 апреля 2013 в 19:33
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...