Лучший педагог года

Роль музыки и танца в коррекционной работе с гиперактивными детьми

Галина Григорьева
Роль музыки и танца в коррекционной работе с гиперактивными детьми

Подход к лечению гиперактивного ребенка (синдром дефицита внимания) и к его адаптации в коллективе должен быть комплексным. В этой связи музыкальные занятия являются неотъемлемой составляющей такого подхода.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, не удалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним – вполне посильная задача. И музыка как нельзя лучше способна создать положительный эмоциональный фон для сотрудничества педагога и ребенка. Благодаря музыке возможно косвенно, опосредованно воздействовать на поведение и организацию внимания ребенка. Кроме того, музыка выполняет целый ряд профилактических функций, связанных с регуляцией эмоционального фона. Еще в античном мире считалось, что именно музыка наиболее близка психической жизни, она передает движение, а движение есть внешнее выражение характера. Получается, что, изменяя характер движения музыкальных звуков, используя различные мелодии, инструменты, ритмы, лады, можно изменить настроенность человеческой психики, снять напряжение, перегрузки, очистить психику от «сенсорных шлаков».

Публикация «Роль музыки и танца в коррекционной работе с гиперактивными детьми» размещена в разделах

Главным средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы является метроритм. С первых музыкальных занятий у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных сигналов, ритмических импульсов и ритмических реакций, ощущение акцентов, слабых и сильных долей. Метроритмическая единица – доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса, - вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов.

Значение музыкально-ритмических упражнений, игр, танцев трудно переоценить. Но особо хочется остановиться на значении музыкальных игр. Именно в игре ребенок чувствует себя более комфортно, коррекция его поведения происходит незаметно для него. Все ограничения его поведенческих проявлений заключены в правила игры. Также для соблюдения этих правил, ребенку поневоле приходиться контролировать свои движения и удерживать свое внимание. В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания, а все его движения и действия связаны с узнаванием и различением характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Следует обратить внимание на то, что в работе с гиперактивными детьми следует больше времени уделять подготовительным или вспомогательным упражнениям, которые сначала проводятся без музыки, а только потом с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений – подготовить тело ребенка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы к воспроизведении. Действия, рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к выполнению игровых правил.

Учитывая, что частой причиной гиперактивности являются малые мозговые дизфункции (ММД, то обучение игре должно происходить постепенно, пошагово, ибо из выданных разом инструкций, не будет выполнена ни одна. На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение ее содержания, детьми осваивается игровое содержание. На втором этапе идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем – осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей. При таком подходе динамика у проблемных детей проявляется в возникновении верной и быстрой реакции, длительности внимания, запоминания и сохранения информации с незначительной ее потерей.

По форме проведения игры подразделяются на:

- статические (стоя или сидя);

- игры с движением;

- игры-шутки;

- игры-песни;

- артикуляционные игры;

- игры-забавы;

- игры-загадки;

- ритмические игры.

Все игры можно разделить на три группы: на развитие внимания; на развитие памяти; на развитие мышления.

Игры на развития внимания в коррекции гиперактивных детей занимают главенствующее положение. Моторная активность у таких детей бывает бесцельной и не соответствует требованиям конкретной обстановки. У детей с синдромом дефицита внимания нарушения в двигательной сфере выражаются дискоординацией движений, неразвитым зрительным восприятием, изменением речевого развития, несформированностью мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять целенаправленно дыхание и действия). Специально разработанные игры помогут развить у детей свойства внимания. Перечень игр на развитие внимания предлагает Г. И. Анисимова - автор сборника «100 музыкальных игр для развития дошкольников», Ярославль. Академия развития. 2005 г. (Перечень см. ниже).

Наиболее сложным видом деятельности на музыкальных занятиях являются танцы. Они исполнение требует более длительного внимания, непрерывности исполнения, постоянной смены движений, запоминания их очередности. И опять же, танец является «практикой детских игр», неотделим то музыки, содержание которой он раскрывает в зрительных образах.

Танец оказывают положительное влияние на обще функциональную деятельность, характеризует взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений. Методика разучивания с гиперактивными детьми должна быть такой же, как и при разучивании игр.

Используемая литература:

Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль. Академия развития. 2005 г.

Дошкольное воспитание №1, №2 – 2007. Л. Пасечник «Гиперактивность : как быть?»

Публикации по теме:

Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Использование камешков «Марблс» в коррекционной работе с детьми Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, привлекает внимание и интерес детей, делает процесс обучения не.

Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР Мастер-класс на тему «Использование логосказки в коррекционной работе с детьми ОНР». В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Использование песочной игротерапии в коррекционной работе с детьми В нашей группе мы систематически используем различные инновационные технологии. Очень эффективной педагогической технологией является песочная.

Консультация для воспитателей «Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» «Роль народных игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» «Детский фольклор является едва ли не исключительно педагогическими надобностями.

Работа с родителями «Роль музыки в работе с дошкольниками» «Роль музыки в работе с дошкольниками» Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве.

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми на музыкальном занятии РЕКОМЕНДАЦИИ по работе с гиперактивными детьми на музыкальном занятии: 1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение вознаграждайте.

Технология Марии Монтессори в коррекционной работе с детьмиТехнология Марии Монтессори в коррекционной работе с детьми Ребенок должен создавать свою внутреннюю жизнь, чтобы суметь выразить что-то. Он должен самостоятельно выбирать в окружающей среде материал.

Значение распевок в коррекционной работе с детьми с ОНР Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыки и танца в коррекционной работе с гиперактивными детьми
Опубликовано: 31 мая 2018 в 19:22
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД