Роль народной сказки в процессе воспитания и развития детей

Ольга Листопадова
Роль народной сказки в процессе воспитания и развития детей

Роль народной сказки в процессе воспитания и развития детей

Авторы:

учитель - логопед Листопадова Ольга Алексеевна

воспитатель Тютюнникова Наталья Ивановна

2013 год

«Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству,-

это источник любви к Родине. Пусть ребенок

чувствует красоту и восторгается ею, пусть

в его сердце и в памяти навсегда сохраняется

образы, в которых воплощается Родина.»

В. А. Сухомлинский.

Сказки – это первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного возраста. Это наиболее понятным и любимый детям жанр, часть русской национальной культуры. Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению сопереживать. Русские сказки несут в себе то тепло, которого порой так не хватает детям.

Кто не знает волшебных творений Перро, Андерсена, братьев Гримм, Ершова и, конечно, Александра Сергеевича Пушкина. Как выразительна и многоцветна речь этих сказочников. Они играют словом, их певучая речь пленяет. Ребенку, по каким- то причинам лишенному в детстве возможности слушать русские сказки, трудно будет почувствовать красоту родного края, нелегко будет ему подбирать точные слова и правильно строить предложения. Ведь сочетание слов в сказках так продуманы, что только и остается вздохнуть: «Ни в сказке сказать, ни пером описать?» Все сказки объединяет присутствие магии звука. Очень часто педагогам приходится встречаться с такой особенностью, когда ребенок не чувствует ритма стихотворения и поэтому никак его не может запомнить. Возможно, в детстве ему просто не хватало правильно исполненной «Курочки рябы». Ведь ее звучание - это мир родного языка. Или сказка «Репка», где перечисление: кошка, жучка, внучка, бабка, дедка, репка, - похожее на считалочку, звучит весело, озорно. «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К. Д. Ушинский. Сказка проникает во все виды деятельности ребенка – дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности; музыкальной деятельности; игровой. Особым же вниманием сказка пользуется художественно – речевой деятельности. Более того, чувства, испытанные слушателем сказки, закладывают в его душе незримую крепость. Сильные впечатления уже в детские годы производят в человеке внутренние перемены. И когда он становится взрослым, знание чудесных сказок по – своему отзывается в его поступках.

Сказки вводят ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Только знакомясь со сказками, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, он может постигнуть высоту благородного поступка или низость коварства, предательства, испытать радость любви и силу ненависти. Благодаря сказке познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познается, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке он черпает первые представления о справедливости и несправедливости.

Первоначальный этап идейного воспитания происходит тоже благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах (В. А. Сухомлинский). Сказка пробуждает активность ребенка: она настраивает на сопереживание, ведь ребенок мысленно проходит весь путь с героем произведения. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и абсолютно определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно- следственные связи явлений, доступные пониманию маленького человека, результаты разных характерных поступков, повторы – все это делает сказку особенно интересной и волнующей. Детей захватывают сказочные события, и порой им трудно бывает оставаться в роли зрителей – хочется действовать, активно помогать или отвергать.

Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Использование сказки в играх может быть представлено играми – драматизациями. Дети бывают рады приезду кукольного театра в детский сад. Но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Национальный фольклор является сокровищем для поэтов, музыкантов, художником и, конечно, для тех, кто посвятил свою жизнь воспитанию детей.

В процессе формирования личности ребенка важно использовать художественное слово, музыка, живопись. Многие художники создали полотна на сюжеты известных детям сказок. Это картины «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Алёнушка», «Спящая царевна», «Богатыри». В свободное от занятий время можно приносить в группу для рассматривание репродукции картин. Ребята сопровождают рассматривание комментариями, рассказами, вопросами. Это побуждает детей описывать увиденное на картинках, вести оживленные беседы, улучшает память, внимание, мышление, расширяет кругозор.

На развитие детей благотворно воздействует музыка и движения. Это сочетание и есть ритмическая гимнастика. Это и темп, и интенсивность движения, и работа всех мышц и суставов. Все это создает положительные эмоции. Комплексы упражнений для занятий ритмической гимнастикой разрабатываются на основе сюжетов русских и зарубежных сказок. Такие занятия помогают детям всем своим существом еще глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочного произведений. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Они плачут вместе с Кошкой о сгоревшем доме, радуются вместе с козлятами победе над волком, изображают жестокого Карабаса- Барабаса и отважного мальчика Буратино.

Роль народной сказки в формировании личности ребенка велика. И если мы, сотрудники детского сада. Будем содержательно, эмоционально и творчески погружать детей в мир сказки, картин, игр, нам удастся приобщить их к источникам народности, духовности, постепенно раскрыть в наших детях эмоциональную отзывчивость, чуткость, восприимчивость к художественным произведениями, взрастить ростки доброты.

Публикации по теме:

«Мое родное село Беляевка». Из опыта работы по краеведению«Мое родное село Беляевка». Из опыта работы по краеведению «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Пусть ребенок чувствует красоту.

Выставка поделок из овощей «Чудо с грядок»Выставка поделок из овощей «Чудо с грядок» В Нововосточном детском саду "Светлячок" прошла выставка овощей под названием "Чудо с грядок". Здесь были представлены "Паровозик из Рамашкого",.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Роль народной сказки в процессе воспитания и развития детей
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 12:21
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви. С чем сравнить ее? Может быть, с песней, Что поют на заре соловьи? Доброты материнской...