Получи документы

Роль оригами в развитии творческих способностей детей

Наталья Мелюкова
Роль оригами в развитии творческих способностей детей

РОЛЬ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Мелюкова Наталья Николаевна воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52»

г. Энгельс Саратовская обл.

"Нынешней зимой одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".

Публикация «Роль оригами в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах

Л. Н. Толстой

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что может вовлечь ребенка в интересный и захватывающий процесс творчества. Японская пословица гласит:

«Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму!».

Оригами - это искусство, которое помогает развивать художественный вкус и логику, активизирует мыслительные процессы; знакомит с художественным словом, развивает речь детей, помогает обогатить лексику; развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления). Развивает умение создавать композиции из поделок, выполненных в технике оригами; эффективно способствует формированию пространственного воображения. Благодаря освоению техники оригами совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев рук; развивается глазомер; воспитывается усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки. Возможность изготавливать поделки из цветной яркой бумаги поднимает уровень художественной задачи, ребенок вовлекается в активную творческую деятельность. Так же, оригами влияет на формирование у детей самостоятельности, уверенности в себе, повышения уровня самооценки.

Из обычного листа бумаги можно сложить самые разнообразные коробочки, звезды, цветы, красивейших птиц и бабочек, всевозможных зверюшек, сделать украшения к любому празднику. Приобретенный опыт складывания оригами позволяет детям принимать активное участие в оформлении музыкального зала для проведения тематических праздников (утренников). Детские работы используются в оформлении групповой комнаты.

Изделия из бумаги станут оригинальным и неповторимым подарком родным и знакомым, сотрудникам детского сада. Все это способствует развитию интереса к искусству оригами. В старину взрослые и дети в семье садились за стол и мастерили игрушки сами, оригами может возродить этот обычай, что принесет радость совместного творчества взрослого и ребенка.

Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности, в непосредственной обстановке ребенок знакомится с окружающим миром.

Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, в процессе складывания в руках ребенка одна фигура преобразуется в другую, работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении.

Сообщается детям информация экологического характера, особенно если это фигурки животных. Отношение к животным, сложившееся в детстве, останется навсегда, поэтому очень важно с малых лет воспитывать дружелюбное и, в то же время, осторожное отношение к животным, неравнодушие к их бедам, нетерпимость к жестокому обращению.

В процессе творческого художественного конструирования изменяется и сам ребенок – личностные качества, форма и способ его мышления. Оригами дает возможность войти детям в другой мир, где ребенок может творить, фантазировать, думать и развивать свою речь. Изготовление поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей - дошкольников. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски, дети с удовольствием играют в подвижные игры, беря на себя роль ведущего, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, а маска - важный атрибут игры, она делает образы героев впечатляющими, яркими. Так же дети с удовольствием вовлекаются в игру - драматизацию по знакомым сказкам, становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов, музыки. Игра – драматизация является благоприятным условием для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия и эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. Участие дошкольников в театрализованной деятельности помогает формировать творчески активную личность. Фигурки, сложенные из бумаги используются в других видах театра: пальчиковый театр, театр на столе. Игрушки для пальчикового театра очень просты в изготовлении. Их можно хранить в небольшой красиво украшенной коробочке, из которой легко достать нужную игрушку – фигурку, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать загадку, стихотворение, спеть песенку, придумать веселую историю, успокоить плачущего ребенка.

Дети любят своих бумажных героев и бережно и аккуратно к ним относятся. Интерес детей к оригами объясняется не только превращением обычного листа в игрушку, но и удовольствием от разукрашивания красками или фломастерами своей поделки, добавлением разных фигур или элементов для украшения, стараясь сделать ее привлекательнее и наряднее, созданием своего неповторимого образа.

Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как педагогическую технологию художественно - эстетического и речевого развития ребёнка - дошкольника.

Прежде чем приступить к занятиям по оригами с детьми, педагог должен освоить основы техники складывания бумаги: термины и знаки, способы получения базовых форм.

Перед занятием необходимо приготовить: образцы фигурок в двух экземплярах (один – в обработанном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой – в развернутом, материал для складывания, необходимый каждому ребенку, клей, карандаши, фломастеры.

Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия – складывание фигурки, третья заключается в обыгрывании, оценки результата.

Желательно оформлять выставки: текущие – состоящие из работ прошедшего занятия; сезонные - охватывающие работу сезона (времена года, тематические – посвященные определенному событию и теме.

При проведении занятий оригами целесообразно использовать поговорки, пословицы, потешки.

Откройте для себя мир оригами и творите чудеса вместе – это принесет радость и вам, и ребенку.

Литература:

С. Соколова «Театр оригами» Санкт – Петербург 2007

Т. И. Тарабарина «Оригами для начинающих» Ярославль 2009

З. А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги» Просвещение 1992

Публикации по теме:

«Весенние цветы». Изготовление весеннего букета из бумаги«Весенние цветы». Изготовление весеннего букета из бумаги .

Новогодние поделкиНовогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; "Домик Деда Мороза" МБДОУ №15 "Дюймовочка" комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет "Сладкая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль оригами в развитии творческих способностей детей
Опубликовано: 18 декабря 2014 в 20:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД