МААМ-картинки

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи и мелкой моторики руки»

Ольга Курамшина
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи и мелкой моторики руки»

Известно, что для детей с речевой патологией немалую сложность представляют движения пальцев рук, так как мелкая моторика тесно связана с речевой функцией. Отмечено стимулирующее влияние функций руки на развитие психических функций и деятельность головного мозга в целом. Степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи детей.

Публикация «Консультация „Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи и мелкой моторики руки“» размещена в разделах

Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой фазой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6-7 месяцев.

Талантом нашей народной педагогики являются игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми, в них видят развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Тренировку пальцев надо начинать с раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев поможет ему координированно и ловко ими манипулировать.

Хорошее развитие мелкой моторики, тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и дома. Пальчиковые игры отражают объективную реальность окружающего мира -предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. Дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок (см. приложение 1,2).

«Пальчиковая игра» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале, движения пальцев соответствуют тексту и выполняются одновременно с речью.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев (приложение 3).

Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3-х до 5-ти раз сначала одной рукой, затем другой, в завершение двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими. Каждое занятие имеет свое название, проводится в течение нескольких минут 2-3 раза в день.

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Публикации по теме:

«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Доклад для семинара по речевому развитию дошкольников «Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей.

Роль пальчиковой игры в развитии речи дошкольников «Роль пальчиковой игры в развитии ребенка дошкольного возраста» Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течении всей.

Роль художественно–продуктивной деятельности в развитии мелкой моторикиРоль художественно–продуктивной деятельности в развитии мелкой моторики Всем известна зависимость речи ребёнка от степени активности и подвижности пальцев рук. У детей в логопедических группах, педагоги ДОУ.

Комплексный подход в развитии мелкой моторики руки детей дошкольного возраста с учетом здоровьесберегающих технологий. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «Чем больше мастерства.

Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики детей раннего возраста Мастер-класс Тема: «Умелые пальчики» (Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики детей раннего возраста) Цель: Познакомить.

Развитие мелкой моторики руки как средство развития речи детей младшей разновозрастной группы Из опыта работы. Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего возраста (от 2 до 3лет). Рука ребенка в этом возрасте.

Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки» МБДОУ детский сад № 1 «Чебурашка» Педагогический проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития.

План самообразования на тему «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста» Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста». Цель: Научить детей говорить четко, чисто и правильно,.

Семинар-практикум для родителей и детей «Роль мелкой моторики в речевом развитии детей»Семинар-практикум для родителей и детей «Роль мелкой моторики в речевом развитии детей» Цель: познакомить родителей со связью развития мелкой моторики и речью детей, с важностью выполнения пальчиковой гимнастики. Оборудование:.

Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи и мелкой моторики руки»
Опубликовано: 12 октября 2015 в 20:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД