Роль патриотического воспитания в формировании личности дошкольника

елена мотылькова
Роль патриотического воспитания в формировании личности дошкольника

На современном этапе развития в нашей стране происходят активные общественно-политические и социально-экономические преобразования, которые в свою очередь выдвигают ряд задач по созданию экономически развитого, демократического государства. Успешное осуществление этих задач обуславливает необходимость формирования, особенно у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-этических качеств, среди которых важную роль играют: патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества.

Патриотизм выступает как важное личностное качество. Ретроспективный анализ показывает, что многие мыслители затрагивали проблему роли патриотизма в процессе личностного становления человека, также они отмечали многостороннее формирующее влияние патриотизма. Ярким примером, данной позиции может выступать мнение К. Д. Ушинского, который считал, что патриотизм является могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и мощную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [14].

Сущность понятия патриотизм многогранна, в ней можно выделить следующие составляющие: чувство привязанности к родным местам, уважительное отношение к своему народу, забота об интересах Родины, осознание долга перед Родиной, проявление гражданских чувств, гордость за свою страну, уважение к истории своего народа, стремление посвящать свой труд на укрепление могущества Родины.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания подрастающего поколения [2]. Патриотическое воспитание представляет собой систему мер, направленных на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [12].

Предпосылками формирования основ патриотизмы выступают особенности развития личности ребенка. В дошкольном возрасте, с трех-четырех лет у ребенка начинает формироваться отношение к национальной символике (С. К. Рощин). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А. П. Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности [11,13]. В старшем дошкольном возрасте «ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми», в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств, связанных и с его национальной принадлежностью. В дошкольном возрасте появляется чувство национального самосознания (В. С. Мухина и др.) [8].

Решение задач патриотического воспитания личности дошкольника решается через различные виды деятельности: занятия, игру, труд, влияют также взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Основу патриотического воспитания личности ребенка составляет развитие у него нравственных чувств, воспитание любви, уважения, интереса.

Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Взрослый (педагог и родители, согласно программам, также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Методами и приемами патриотического воспитания личности дошкольника, как указывает Л. Н. Ильина, выступают: пример взрослого, игры, занятия, экскурсии, праздники; наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада, рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением; беседы о родном городе, улице, детском саде; использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видео записей; использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок, знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т. д.); обогащение и стимулирование детского творчества; привлечение детей к посильному общественно-полезному труду; поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении; бережно относиться к общественному имуществу; добросовестно выполнять поручения; правильно вести себя в общественных местах; воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники [5].

Организация работы по патриотическому воспитанию строится в дошкольном возрасте с учетом следующих принципов:

- принципа «позитивного центризма» (отбора знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- принципа непрерывности и преемственности педагогического процесса;

-принципа дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов;

-принципа рационального сочетания разных видов деятельности, адекватного возрасту баланса интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- принципа деятельностного подхода;

-принципа развивающего характера обучения, основанного на детской активности.

С. А. Козлова подчеркивает и важное значение личности воспитателя в процессе формирования высших нравственных чувств. Поскольку ребёнок не может познать окружающий его общественный мир иначе, как через взрослого, то взрослый выступает посредником между ребёнком и обществом. Это посредничество носит сложный характер. Он учит его понимать окружающую действительность. Определённым образом к ней относится, наконец, учит способам участия в ней, в доступной форме знакомит с моральными нормами, принципами. При этом важно, что взрослый является и организатором жизни ребёнка, и объектом познания, и реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребёнка формируется определённое отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности [6].

Таким образом, анализ проблемы роли патриотического воспитания в формировании личности дошкольника показывает, что воспитание любви к своей семье, своей Родине, бережное отношение к окружающему миру, уважение к традициям и истории способствует становлению личности настоящего гражданина, уважающего себя и других людей, обладающего высокой нравственностью, проявляющего национальную и религиозную толерантность, что является признаками гуманного и демократического общества. В дошкольном возрасте патриотическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс, последовательно и системно формирующий с помощью комплекса методов и приемов знания, умения и навыки, отражающие основные компоненты патриотического воспитания.

Список литературы

1. Александрова, Е. Ю., Гордеева, Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 126 с.

2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации [Текст] / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст] / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

4. Зеленова, Н. Г. Осипова, Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая, подготовительная группа) [Текст] / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 108 с.

5. Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Актуальные задачи педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 48-50.

6. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. - М.: Академия, 1998. - 160 с.

7. Маханёва, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Д. Маханева. – М., 2003.- 132 с.

8. Мухина, В. С. Психология детства и отрочества [Текст] / В. С. Мухина. – М.: ИПП, 1998. – 194 с.

9. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2003.

10. Оверчук, Т. И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников [Текст] / Т. И. Оверчук. – М., 2004. – 97 с.

11. Оконешникова, А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга [Текст]: автореферат дисс. докт. психол. наук /А. П. Оконешникова. - Якутск, 1998. – 23 с.

12. Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» – М, 2005.

13. Рощин, С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня [Текст] / С. К. Рощин // Психологический журнал. 1990. – Т. 11. - №5.

14. Ушинский, К. Д. Воспитание человека: Избранное [Текст] / К. Д. Ушинский. - М.: Карапуз, 2000. - 256 с.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Участие в семинарахУчастие в семинарах Дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, и в связи с этим происходят масштабные преобразования. Однако, в.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Роль патриотического воспитания в формировании личности дошкольника
Опубликовано: 19 января 2014 в 15:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...