Роль педагога-психолога в психолого–педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации

Марина Донская
Роль педагога-психолога в психолого–педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации

Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.

В ходе психологического сопровождения намечено решение следующих задач:

• помогать воспитателю осознавать свой профессионализм и личностный рост;

• формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;

• отслеживать психолого- педагогический статус педагога;

• снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через психологические игры и тренинги;

• создать специальные социально- психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы.

Психолого- педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО организуется в несколько этапов.

На подготовительном этапе основными задачами являются: изучение потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды. В результате диагностической деятельности определяется психологическая готовность педагогического коллектива дошкольной организации:

• выявление индивидуальных (психологических и психофизиологических) особенностей специалистов и воспитателей;

• профессиональная компетентность;

• владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

• определение уровня общения взрослого и детей;

• взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей);

• работа педагога по самообразованию;

• самоанализ педагога.

с помощью следующих диагностических методик:

• Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева);

• Тест для определения психолого- педагогической компетенции воспитателя ДОУ;

• Тип темперамента по кругу Айзенка;

• Цветовой тест Люшера (в сокращении);

Психогеометрический тест С. Делингер

• Самоанализ профессиональной деятельности педагога;

• Анализ развивающей предметно – пространственной среды.

Проанализировав результаты диагностики были выделены несколько направлений психолого- педагогического сопровождения:

1. Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ОО (далее по тексту дошкольной организации) в вопросах организации планировании и организации деятельности в соответствии с ФГОС, знакомство со спецификой реализации ФГОС ДО.

2. Актуализацию интереса к ФГОС и мотивационную готовность воспитателей ОО. Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности.

3. Повышение квалификации и переподготовка педагогов ОО для получения новых специализаций.

4. Организация профессионального общения педагогов через интернет, участие в работе вебинаров, городских методических мероприятий.

5. Психолого- педагогическая поддержка педагогов ОО по вопросам планирования и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

6. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.

Психологическое обеспечение воспитательного процесса основано на психологизации стратегий воспитания и представляет собой совокупность психологических установок, задающих направление педагогических воздействий. Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждой личности.

Практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности, саморазвития педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь. Работа, проводимая в Организации со специалистами и педагогами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационный уровень.

На заключительном обобщающем этапе в конце учебного года заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, педагог- психолог, проанализировав результаты работы, динамику профессионального роста педагогов, намечают перспективы дальнейшей работы. На этом этапе с помощью анкетирования определяется рейтинг воспитателей среди родителей, их удовлетворенность работой, отношение воспитанников, насколько сами педагоги удовлетворены своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом. По специально разработанному вопроснику готовится самоанализ своей деятельности за прошедший учебный год. Основная работа заключается в оценке качества образовательного процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы.

Таким образом, психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития.

Список использованной литературы:

1. Банщикова Т. Н., Ветров Ю. П., Клушина Н. П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом М., 2012.

2. Мерзлякова Е. Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения -СПб.: Речь, 2008

3. Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой, - М., ТЦ Сфера, 2011.

4. Кузнецова С. В., Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2012.

5. «Обуч», 2011 г., № 6, Мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации городской программы «Московская семья – компетентные родители», с. 1-16

Публикации по теме:

Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ к условиям и к структуре ООП Дошкольное образование.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Роль педагога-психолога в психолого–педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации
Опубликовано: 10 марта 2014 в 12:02
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...