Роль педагога-психолога в психолого–педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации

Марина Донская
Роль педагога-психолога в психолого–педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации

Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности педагогов.

В ходе психологического сопровождения намечено решение следующих задач:

• помогать воспитателю осознавать свой профессионализм и личностный рост;

• формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию;

• отслеживать психолого- педагогический статус педагога;

• снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через психологические игры и тренинги;

• создать специальные социально- психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы.

Психолого- педагогическое сопровождение деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО организуется в несколько этапов.

На подготовительном этапе основными задачами являются: изучение потенциала личности педагога, выявление способности педагога к развитию, анализ условий образовательной среды. В результате диагностической деятельности определяется психологическая готовность педагогического коллектива дошкольной организации:

• выявление индивидуальных (психологических и психофизиологических) особенностей специалистов и воспитателей;

• профессиональная компетентность;

• владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

• определение уровня общения взрослого и детей;

• взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей);

• работа педагога по самообразованию;

• самоанализ педагога.

с помощью следующих диагностических методик:

• Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева);

• Тест для определения психолого- педагогической компетенции воспитателя ДОУ;

• Тип темперамента по кругу Айзенка;

• Цветовой тест Люшера (в сокращении);

Психогеометрический тест С. Делингер

• Самоанализ профессиональной деятельности педагога;

• Анализ развивающей предметно – пространственной среды.

Проанализировав результаты диагностики были выделены несколько направлений психолого- педагогического сопровождения:

1. Информационно-аналитическое сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ОО (далее по тексту дошкольной организации) в вопросах организации планировании и организации деятельности в соответствии с ФГОС, знакомство со спецификой реализации ФГОС ДО.

2. Актуализацию интереса к ФГОС и мотивационную готовность воспитателей ОО. Мотивация является системообразующим компонентом в осуществлении педагогической деятельности.

3. Повышение квалификации и переподготовка педагогов ОО для получения новых специализаций.

4. Организация профессионального общения педагогов через интернет, участие в работе вебинаров, городских методических мероприятий.

5. Психолого- педагогическая поддержка педагогов ОО по вопросам планирования и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

6. Разработка индивидуальных программ самообразования педагогических работников.

Психологическое обеспечение воспитательного процесса основано на психологизации стратегий воспитания и представляет собой совокупность психологических установок, задающих направление педагогических воздействий. Основной установкой является признание самоценности и уникальности каждой личности.

Практический этап включает разработку плана развития профессиональной компетентности, саморазвития педагогов в направлениях, по которым существуют затруднения и необходима помощь. Работа, проводимая в Организации со специалистами и педагогами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационный уровень.

На заключительном обобщающем этапе в конце учебного года заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, педагог- психолог, проанализировав результаты работы, динамику профессионального роста педагогов, намечают перспективы дальнейшей работы. На этом этапе с помощью анкетирования определяется рейтинг воспитателей среди родителей, их удовлетворенность работой, отношение воспитанников, насколько сами педагоги удовлетворены своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом. По специально разработанному вопроснику готовится самоанализ своей деятельности за прошедший учебный год. Основная работа заключается в оценке качества образовательного процесса, анализе и распространении успешного инновационного педагогического опыта работы.

Таким образом, психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития.

Список использованной литературы:

1. Банщикова Т. Н., Ветров Ю. П., Клушина Н. П. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом М., 2012.

2. Мерзлякова Е. Л. Чему и как учить учителей. Тренинг эффективного педагогического общения -СПб.: Речь, 2008

3. Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой, - М., ТЦ Сфера, 2011.

4. Кузнецова С. В., Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2012.

5. «Обуч», 2011 г., № 6, Мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации городской программы «Московская семья – компетентные родители», с. 1-16

Публикации по теме:

Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГТ к условиям и к структуре ООП Дошкольное образование.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Роль педагога-психолога в психолого–педагогической поддержке воспитателей и специалистов дошкольной организации
Опубликовано: 10 марта 2014 в 12:02
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....