Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию

Ольга Осипова
Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию

Роль игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В процессе игры постепенно преодолевается страх ребенка перед водной стихией, развивается смелость, укрепляется воля, появляется уверенность в своих силах. Ребенок постепенно знакомится со свойствами воды (прозрачностью, плотностью, вязкостью, быстро к ней адаптируется, привыкает смело входить и выходить из нее, передвигаться уверенно и без напряжения. В игре дети обнаруживают все свои личностные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры позволяет лучше узнать каждого ребенка. Увлеченный игрой, ребенок выявляет все стороны своего характера. Часто замкнутый ребенок совершенно по разному проявляет себя в игре.

Игры и забавы в воде чрезвычайно полезны для подготовки детей к обучению плаванию, так как содержат в себе многие подготовительные к плаванию упражнения. Поэтому, если их проделывать регулярно, ребенок совершенно незаметно для себя научится непринужденно держаться на поверхности воды, совершать выдох в воду и перемещаться в ней, проделывая простейшие плавательные движения.

На дальнейшем этапе, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений. При обучении дошкольников плаванию используются разные формы: игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.

Планируя проведение игр в занятиях, преподаватель должен предусмотреть все детали организации передвижений детей в воде. Необходимо учесть конкретные условия места проведения занятий (размеры бассейна, его глубину, предусмотреть все меры безопасности жизни и здоровья детей. Играющие дети не всегда способны контролировать свое поведение и адекватно реагировать на обстановку. Куда движутся дети, сколько детей одновременно начинают движение, каким образом они передвигаются (шагом, бегом, прыжками, каким образом входят в воду и выходят на бортик – все должно планироваться заранее. Преподаватель должен четко представлять все возможные варианты развития событий в сценарии игры, чтобы при необходимости вовремя вмешаться и не допустить нежелательных ситуаций.

Правила игры для детей дошкольного возраста должны быть небольшими и простыми, так как воля и тормозные функции у детей развиты слабо, им трудно долго и внимательно слушать объяснение игры.

Игры в воде доставляют детям огромное удовольствие, поэтому они с охотой выполняют как задания в игровой форме, так и сами игры.

От инструктора по плаванию требуется время от времени видоизменять условия игр и усложнять задания. В первую очередь изменения касаются замены используемых в игре предметов.

Усложнения содержания игр могут включать:

• изменение характера движения: ходьба или бег по дну бассейна, плавание вдоль бортика бассейна с помощью доски или нарукавников, плавание без помощи вспомогательных предметов и т. п. ;

• введение дополнительных игровых действий (прежде чем плыть по прямой, надо поднырнуть снизу в обруч или проплыть сквозь тоннельчик из обручей, лежащих на поверхности воды);

• дополнение элементами соревнования: водящим в игре будет тот, кто дольше других задержит дыхание при выполнении упражнения «Поплавок»;

• усложнение в подаче команд (со старшей группы): «Раз-два-три-плыви. Раз-два-три-замри. Раз-два-три-и никуда не плыви!»;

• замену персонажей в сюжетных играх. Так, например, игру «День и ночь» можно видоизменить. Игроки могут превратиться в рыбок, или превратиться в русалок, водящий- в Нептуна, или в дельфинов, тогда водящий-касатка. При этом изменяется и способ плавания;

• добавление игр, основанных на взаимодействии со сверстниками (в среднем дошкольном возрасте предлагаются индивидуальные соревновательные задания, а в старшем- предпочтение отдается парным и командным состязаниям).

Организуя игры, инструктор обязан обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно регулировать свои движения в воде. Не следует включать в занятия такие элементы игр, в которых несколько детей держат друг друга за руки. Не должно быть ситуаций, когда один ребенок толкает другого или пытается погрузить его в воду. Всякое неожиданное движение ребенка в таких случаях может вызвать негативные эмоции, значительно затруднив процесс обучения плаванию! Сам процесс обучения плаванию должен быть интересен детям. Преподавателю необходимо регулярно отмечать успехи каждого ребенка и напоминать детям, чему они уже научились, какие упражнения освоили, что предстоит узнать и чему предстоит научиться на следующих занятиях.

Преподаватели, работающие с детьми, не должны забывать, что игры являются обязательной составляющей частью любого образовательного процесса, тем более когда речь идет о физической культуре. В каждом конкретном случае инструктор выбирает, придумывает игру с учетом своих и детских интересов и возможностей. Важен принцип построения игры, важна идея и творческий подход каждого педагога к каждому ребенку! Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют игры, помогут сориентировать ребенка и его родителей на регулярные занятия плаванием длительное время.

Публикации по теме:

Игровые технологии в детском саду Игровые технологии в ДОУ «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет.

Тест для родителей «Тревожен ли ваш ребёнок?» Тревожен ли Ваш ребенок?Проблема детской тревожности встает остро на момент поступления ребенка в школу. Порой страх преследуют малыша.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Этикет
  • Транспорт
Автор публикации:
Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию
Опубликовано: 27 января 2014 в 20:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Интерактивный спектакль «Василиса Прекрасная»
Для полноценного развития детей мы стараемся показать ребятам мир искусства: театр, балет, мюзиклы. Сейчас для этого есть масса возможностей. Но наряду с...
Конспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возраста
Объемное яйцо из бумаги – интересная и оригинальная поделка к Пасхе. Такая поделка будет прекрасным сувениром в качестве подарка, декором для украшения...
Конспект игры-прогулки в детском саду «Удивительные чудеса ветра»
Конспект игры прогулки в детском саду «Удивительные чудеса ветра» Программное оглавление: 1. Возобновлять знакомить с действами природы. Представит...
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
Профессиональный рост педагога как основа педагогического мастерства.
Семинар-практикум "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды ДОО как одна из профессиональных компетенций педагога"....