Роль подвижных игр в организации оптимального двигательного режима с детьми дошкольного возраста.

Елена Чеснокова
Роль подвижных игр в организации оптимального двигательного режима с детьми дошкольного возраста.

Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Его маленькие жители много знают, многое умеют, многое понимают, но у них пока еще очень мало жизненного опыта. А современное общество все больше и больше нуждается в личностях свободных, инициативных, творческих, с высоким уровнем развития духовности, интеллекта и физической подготовки. Насколько важно движение в человеческой жизни, известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает больше, чем до Луны. Однако только говорить о значимости движения - это мало, надо принимать повседневные, многочисленные шаги для его развития. Только тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

По статистическим данным, показатели здоровья детей - дошкольников с каждым годом все слабее и слабее, поэтому я считаю, что просто необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. И прежде всего это, конечно, подвижные игры, которые оздоравливают, корректируют,

снимают эмоциональное и психическое напряжение наших детей.

Если справедливо выражение, что все взрослые «родом из детства», то можно уверенно сказать, что ни одно поколение не может обойтись без игр. Игра - это самая любимая и близкая для детей деятельность, удовлетворяющая их насущную потребность действовать и развиваться. Стоит ли говорить о том, что подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей наших детей действительности, что так важно для приобретения ими своего жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, и координацию движений, но, по моему мнению, самое главное то, что они благотворно влияют на эмоциональное состояние детей.

Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей в группе. В эти игры дети практически не играют в одиночку: чаще всего играет группа детей, объединенных общими интересами, вступающих в определенные отношения, обусловленные ходом игры. Эти отношения формируют у детей способность видеть сверстника, обращать на него внимание. Ведь неумение видеть и воспринимать сверстника - основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. Выявляя качество взаимоотношений между детьми моей группы, я ни раз интересовалась у детей о сверстниках. И вместо развернутого ответа довольно-таки часто приходилось слышать краткую фразу: «Он со мной дружит» или же «Он меня обижает».

Именно поэтому, играя с детьми в подвижные игры, я ставлю перед собой очень важную воспитательную задачу – отвлечь внимание ребенка от фиксирования на собственном «Я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание ребенка на его друзей вне контекста взаимоотношений. Для этого я стараюсь как можно обширнее использовать такие подвижные игры, в ходе которых требуется пристальное внимание к партнерам, их действиям и т. п., которые снимут психологическое напряжение, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть.

В ходе игр я стараюсь избегать инструкций, нравоучений, замечаний, не делить детей на хороших и плохих. Моя задача - поддерживать каждого, показывать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнеры, проявляющие внимание друг к другу. Именно способность видеть в другом равную и независимую личность - важнейшее условие формирования гуманных отношений между детьми в группе.

Большая роль в воспитании организованного отношения детей принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действий. Подчиняясь правилам игры, ребенок действует согласно взятой на себя роли, например: «волк» может ловить «гусей» только после слов «ну, бегите, как хотите» или бежать можно только после слова «беги», как бы не хотелось быстрее сорваться с места.

Именно такая необходимость действовать по определенному правилами игры сигналу, воспитывает у безумно активных дошкольников выдержку. А выдержка - это золотое качество, которое уже совсем скоро непременно пригодится им в школе. Немало внимания следует уделять и физкультурным развлечениям в детском саду - это всегда зрелищные и радостные события.

Праздник - это веселье. Одно только его ожидание способно вызвать у ребенка положительные эмоции, которые так важны для его здоровья и, каким-то образом отвлекают от «ухода» в болезнь.

Подвижные игры, аттракционы, конкурсы, розыгрыши, потехи, сюрпризы, которыми насыщена программа любого праздника, часто сопровождаются спонтанными комичными ситуациями, вызывают искренний смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает праздник незаменимым средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настрой на жизнеутверждающий лад имеют высокую целительную силу.

При подготовке и проведении физкультурно-спортивных праздников дети получают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Важнейший итог праздника - радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Подвижные игры, составляющие основное содержание любого физкультурно-спортивного праздника, в большей степени, чем другие формы организации двигательной деятельности, адекватны потребностям ребенка в движении и способствуют его гармоничному физическому развитию, воспитанию ловкости, быстроты, координации движений, важнейших морально - волевых и дружеских качеств. Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что молодые существа изучают мир прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Именно родители прививают детям стратегии выживания, закладывают своеобразные рабочие программы. Я считаю, что позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, играют с ними в подвижные игры, легки на подъем, это является «благодатной почвой, на которой взойдут добрые всходы» - крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.

Все родители мечтают вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Современные мамы и папы прекрасно знают, какое огромное влияние оказывают факторы окружающей среды на развитие маленького человека. Солнечный свет и тепло свежий чистый воздух, полноценное и разнообразное питание, любовь и внимание взрослых - все это просто необходимо для душевного и телесного здоровья ребенка. Но и сегодня многие недооценивают значение движений для детей. Да, это удобно, когда ребенок спокойно, сидит, мало бегает и шумит, послушно идет со взрослыми за руку. Но ограничение естественной подвижности, недостаточная физическая нагрузка крайне неблагоприятно сказываются, как на здоровье наших детей, так и на формировании их личности.

Немало внимания, по-моему, мнению должно уделяться организации самостоятельных подвижных игр ребенка. Для этого двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующем двигательной активности в группе, на веранде и участке необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли различные двигательные задания. Потребность в движении у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему важен оптимальный режим двигательной активности в игровых упражнениях и подвижных играх. Допустимую двигательную нагрузку в игровых заданиях и играх необходимо регулировать: изменяя игровую систему, увеличивая или уменьшая количество повторений в зависимости от возможностей детей в каждой конкретной игре. В ходе игры следует обращать внимание на внешние признаки утомления, т. к. даже в одной возрастной группе уровень физической подготовленности детей неодинакова. Нормальным считается чуть возбужденное лицо, немного сниженное внимание, но достаточно четкое выполнение задачи и, главное, отсутствие жалоб в чем-либо.

Систематическое проведение подвижных игр дает детям возможность реализовывать свой двигательный опыт, проявить двигательное творчество, разнообразные формы творческой активности дошкольника могут иметь место как, в процессе самостоятельного создания вариантов движения,так и на физкультурных игровых занятиях, в которых двигательное творчество - задача специального обучения. Такие задания строятся на жизненных ситуациях, сюжетов народных сказок, детских литературных произведений, подвижных игр. Чаще всего они имеют форму беседы, рассказа, игры-драматизации и при умелом руководстве воспитателя могут стать маленькими физкультурными праздниками, для детей.

Тело для растущего человека - особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Иначе оно так и останется чем-то внешним по отношению к его специфически человеческим потенциалом, тем более по отношению к его становящейся личности. Поэтому и в педагогическом процессе необходимо, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности как специфическая культура, к которой только предстоит приобщиться. Мне весьма импонирует слова Н. Н. Ефименко: «Физическое воспитание есть огромный, но таинственный космос, через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью». Иными словами, тело и телесные движения должны стать для детей дошкольного возраста особым объектом проектирования, преобразования, познания и оценки. Формирования такого отношения к миру движений предполагает развитие творческого воображения, осуществляемое разнообразными средствами специально организованной двигательно-игровой деятельности. Итак, через подвижную игру детям интереснее и доступнее приобщатся к физической культуре.

Все подвижные игры в конечном итоге направлены на то, чтобы сделать движения детей легкими, красивыми, уверенными. Эта ловкость, пластичность движений необходима детям при выполнении трудовых обязанностей: почистить костюм, обувь, накрыть на стол, застелить постель. При переходе в школу дети с правильно развитыми движениями умеют аккуратно сложить свои учебники в сумку, бесшумно сесть за парту, тихо закрыть дверь.

Воспитанные навыки поведения в коллективе, общительность, умение организовать игру, договориться со сверстниками, подчинять свои действия правилам - все это отличает детей, пришедших в школу из детского сада. Они

становятся организаторами, затейниками в классе, первыми

помощниками взрослых.

А мы, воспитатели, просто не имеем права выносить подвижную игру, как неотъемлемую часть двигательной активности дошкольников на периферию образовательного процесса. Нам нужны здоровые, сильные, красивые и жизнерадостные дети - ведь это наше будущее

Публикации по теме:

Прект. «Мой веселый, звонкий мяч за здоровьем мчится вскачь» Мой проект называется - «Мой веселый, звонкий мяч за здоровьем мчится вскачь» Проблемно-ориентированный анализ проекта: Всем известно,.

Анализ развивающей среды Анализ предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей 1 Правильное размещение мебели и игрового материала в группе,.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Этикет
  • Транспорт
Автор публикации:
Роль подвижных игр в организации оптимального двигательного режима с детьми дошкольного возраста.
Опубликовано: 6 февраля 2013 в 20:43
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...