Лучший педагог года

Роль подвижных игр в психофизическом развитии дошкольников

Елена Юсупова
Роль подвижных игр в психофизическом развитии дошкольников

В настоящее время в изменяющихся социально-экономических условиях развития общества создаются педагогические предпосылки для формирования современной системы физического воспитания подрастающего поколения. Особое внимание уделяется решению задач формирования физической культуры детей дошкольного возраста, развитию у них потребности в повседневных занятиях, физических и творческих способностей.

Публикация «Роль подвижных игр в психофизическом развитии дошкольников» размещена в разделах

Анализ воспитательной практики в ДОО, а также результат исследований Т. И. Осокиной (1986, А. П. Усовой (1982) и др. Показывают, что игровая деятельность дошкольников создает благоприятные условия для их активного личностного включения в процесс социализации, порождая новое отношение к игровой деятельности. При этом формируется новый тип и уровень общения детей, где целевая установка – способы реализации двигательных заданий. Разнообразные способы достижения цели в игре, относительная самостоятельность действий, отсутствие жесткой регламентации предоставляют детям возможность широкого выбора способов деятельности, развития творческих, двигательных способностей, благоприятно сказываются на проявлении находчивости, инициативы, самостоятельности детей.

Ребенок – существо растущее и развивающееся, а движение – одно из условий его постоянного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, и дошкольник в любой игре проживает ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности. Она может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, физического и общего социального воспитания. Игры – сокровищница культуры, отражают все области духовного творчества детей. Изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория методика физического воспитания. Н. Н. Подьяков (1996), Д. Б. Эльконин (1995) определяют игру как «личностное понятие», «школу мышления» и «школу морали на деле».

Игровая деятельность имеет большое значение в период формирования характера в дошкольном детстве. Игровой метод в этот период занимает ведущее место. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра направлена на развитие у детей качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, а также нравственных и психологических.

Играя, дети вступают в такие отношения, до которых они еще «не доросли» : отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом»(А. П. Усов, 1982).

Двигательно-игровая активность позволяет быстрее налаживать отношения с другими детьми и взрослыми, что помогает активизировать развитие полушарий коры головного мозга, личностное развитие (Н. Н. Ефименко).

Особенного важны игры для развития двигательной функции. Именно в дошкольном возрасте формируются важные базовые двигательные умения и навыки, закладывается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии составляется двигательная деятельность взрослого человека.

Наиболее ценно и перспективно использование творческих, самостоятельных, комплексных игровых заданий с дошкольниками на занятиях по физической культуре, а также сюжетно-ролевых игр, насыщенных стихотворным текстом, считалками, песенно - речетативным сопровождением.

Введение игрового компонента дает ребенку возможность посмотреть на движение с практической позиции, учит его трансформировать двигательные умения в свою непосредственную деятельность, расширяет его двигательный опыт. А. Е. Тимофева (1986) отмечает, что в игровых упражнениях более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии движений. Игра, по мнению П. Ф. Лесгафта (1951, есть упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни.

Известно, что в дошкольном возрасте активно развиваются интеллектуальные способности ребенка, закладывается основа его нравственного поведения, происходит бурный рост организма. Игровая деятельность стимулирует умственную работу, физическое воспитание, нравственное совершенствование. Через игру ребенок познает мир. Игровое пространство – его собственная модель мира. С помощью воображения малыш комбинирует запомнившиеся ему отрывки действительности и пропускает их через призму своих взглядов. Творческое начало воплощается в сюжете игры и в ее реализации.

Физическая активность не только развивает двигательные способности, но и укрепляет нервную систему. Дидактические игрушки усиливают аботу мозга, сюжетно-ролевые – воспитывают моральные качества и т. д. Игра становится хорошей школой для социализации личности, проявления волевых качеств.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Консультация для педагогов и родителей «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников" Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в музыкальном развитии дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в музыкальном развитии дошкольников" Здравствуйте, уважаемые коллеги и уважаемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль подвижных игр в психофизическом развитии дошкольников
Опубликовано: 17 апреля 2024 в 11:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД