Роль подвижных игр в развитии основных движений детей

Наталья Григорьевна Касьянова
Роль подвижных игр в развитии основных движений детей

В дошкольном возрасте закладываются основы многостороннего гармонического развития личности малыша. Важную роль при этом играет своевременное и верно организованное физическое воспитание, одной из главных задач которого является формирование и улучшение движений.

Развитие и улучшение движений ребенка в период дошкольного детства исполняются различными способами. С одной стороны, обогащению двигательного опыта детей, приобретению новейших навыков и умений содействуют их независимая активность, забавы, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время очень немаловажное место в системе физического обучения дошкольников занимают подвижные игры, какие широко используются во всех возрастных группах.

В дошкольном детстве происходит создание различных по структуре и характеру основных движений. Развитие и улучшение некоторых из них обусловлено повседневностью их внедрения. Это такие движения, как ходьба, бег, прыганье, перепрыгивание, ползание, которые не только обширно используются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым составляющей содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения удачно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх.

Но в то же время игра не может служить средством обучения младших дошкольников наиболее сложным по координации движениям, требующим определенной точной техники, усиленной сосредоточении интереса, дополнительных волевых усилий. К таковым движениям могут быть отнесены различные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и подготавливание их наиболее отлично происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования данных движений.

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые различные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр формируются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования высоконравственных качеств, а еще привычек и навыков жизни в коллективе.

Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет огромное удовольствие. Играя, малыш упражняется в разных действиях. С поддержкой взрослых он завладевает новыми, наиболее трудными движениями.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного обучения двигательных (телесных) свойств. Однако меняющиеся игровые ситуации и критерии игр заставляют маленького ребенка передвигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-либо, или скорее спрятаться в заранее намеченное место (домик, семейство, чтоб не быть пойманным, ловко преодолеть простые препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно достигнуть до определенного места и т. д.).

Многократное возобновление данных действий требует от детей интереса, волевых и телесных усилий, координации движений.

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не лишь для развития движений, но и для обучения таковых свойств, как способность, стремительность, живучесть.

Подвижные забавы в главном - корпоративные, потому у деток вырабатываются простые умения опознаться в пространстве, координировать свои движения с движениями остальных играющих, выискать свое пространство в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро удирать или поменять пространство на игровой площадке или в зале и т. п.

Совместные действия маленьких детей формируют условия для общих веселых переживаний, общей функциональной деловитости. В коллективных подвижных забавах детки приучаются играться все вместе, давать и подсоблять друг другу. Нередко приходится следить, как наиболее старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают залезть на скамейку или приглашают детей, сидящих безучастно на стуле, поиграть совместно с ними.

Игра способствует ребенку преодолеть робость, робость. Часто случается тяжело заставить малыша делать какое-либо перемещение на глазах у всех. В забаве же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и раскованно исполняет наиболее различные движения.

Подчинение правилам забавы развивает у детей организованность, интерес, знание управлять своими движениями, содействует проявлению волевых усилий. Дети обязаны, к примеру, приступать движения все совместно по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Сюжетные подвижные игры благодаря обилию их содержания помогают детям укреплять свои познания и представления о предметах и явлениях находящегося вокруг их мира: о привычках и особенностях движений разных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Подвижные игры формируют дополнительную вероятность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, разъясняет детям содержание игр, их критерии. Малыши запоминают новые слова, их смысл, приучаются действовать в согласовании с указаниями.

Очень принципиальна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для роста физических нагрузок на организм малыша. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме содействуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответственная тренировка функций разных систем и органов.

Влияние подвижных игр на формирование движений детей, а еще некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, насколько времени продолжается эта игра. Чем дольше и деятельнее действует малыш в игре, тем более он упражняется в том или другом виде движений, чаще вступает в разные отнощения с иными участниками, т, е. тем более ему приходится обнаруживать способность, выдержку, знание подчиняться правилам игры.

Об активности детей в подвижных играх разрешено судить по так называемой моторной плотности. (Моторная плотность - это отношение времени, затраченного детьми в игре на функциональные двигательные действия, ко всей продолжительности игры.) Она определяется педагогом методом хронометрирования.

Активность детей в играх зависит от целого ряда критерий: содержания игры, нрава и интенсивности движений в ней, от организации и способа ее проведения, а еще от подготовленности деток.

Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной энергичности всех детей, постепенное усложнение движений в согласовании с возрастными чертами детей младшего дошкольного возраста.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При функциональной двигательной деятельности детей на свежем воздухе увеличивается работа сердца и легких, а, следственно, возрастает поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное воздействие на общее состояние здоровья деток: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, увеличивается сопротивляемость организма к разным болезням. Работники дошкольных учреждений обязаны по способности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и разными физиологическими упражнениями.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей дозволяет выбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а еще в согласовании с поставленными воспитателем задачами.

Укрепление и оздоровление организма детей, создание нужных навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружественных взаимоотношений и простой дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, формирование их речи и обогащение словаря - вот те главные воспитательные задачи, какие педагог может осуществлять при поддержке различных игровых заданий.

Публикации по теме:

Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среды в условиях реализации ФГТ Воспитание всесторонне развитой личности - главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение её во многом зависит от начального.

Спортивное мероприятие «Веселые старты», заключительный этап проекта.Спортивное мероприятие «Веселые старты», заключительный этап проекта. Важную роль в формировании здорового образа жизни играет детский сад. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья человека.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
Роль подвижных игр в развитии основных движений детей
Опубликовано: 14 октября 2013 в 21:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий интегрированного занятия в младшей разновозрастной группе «Сороки — птичий...
Цель: Создать у детей весеннее праздничное настроение. Задачи: Воспитывать интерес к народным традициям. Развивать у детей физические качества. Развивать...
«Стойбище саамских оленеводов» макет, мастер-класс
Патриотическое воспитание ставит цель: формирование у дошкольников представлений об истории, природе и культуре родного края, воспитание любви к малой...
«Утро весны» Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное...
Проект «Творческая мастерская».
Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у нас 3 старшие и 2...
Экологическая неделя «Вода — символ жизни на земле»
Целую неделю мы готовились к празднику. Учили стихи о воде, инсценировали экологические сказки, смотрели мультфильмы, проводили эксперименты, рисовали...