Папки-передвижки

Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития

Раиса Занкевич
Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития

Актуальность проекта.

Развитие ребёнка зависит от того, в каком окружении он растёт – однообразном, стандартном, или разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся.

Дошкольное детство – особый период в развитии мышления. Его специфика состоит в том, что оно носит наглядный, конкретный, образный характер. Зачастую ребёнок принимает видимое за сущность явления. Познание мира, включённое в активную деятельность ведёт к накоплению множества представлений о предметах, их свойствах и качествах.

Публикация «Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития» размещена в разделах

Итак, мир встаёт перед ребёнком полный проблем, загадок и волшебства. И в зависимости от того, как взрослый понимает эти детские проблемы, как он участвует в их решении, мир ребёнка богатеет до бесконечности, беспредельно. Правильное создание предметно-развивающей среды – неоценимая помощь ребёнку в познании окружающего мира. Особенно это касается детей с проблемами в интеллектуальном развитии, в частности детей с задержкой психического развития.

Ведущим расстройством в психологической картине несформированности познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития является низкая способность к мышлению – процессам обобщения и отвлечения, нарушение темпа, подвижности психических процессов, недостаточность памяти, внимания, ряды корковых функций. Исследования педагогов, психологов показало, что мышление детей конкретно, если детям дают знания. Но если давать знания о простейших связях между предметами, о закономерностях этих связей, дети с задержкой психического развития начинают не только усваивать их, но и учатся использовать в собственных суждениях. И. как следствие, интересы и знания детей расширяются, мышление становится более обобщенным, глубоким и последовательным. Но для того, чтобы все знания не просто загромождали память ребёнка, а способствовали развитию мышления, обучение должно проводиться особым образом. Этому способствует правильно организованная предметно-развивающая среда.

Задачи проекта.

I. Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мыслительных процессов и коррекции имеющихся нарушений у детей с задержкой психического развития.

II. Использование предметно - развивающей среды для создания предпосылок к развитию всех видов мышления :

формирование целенаправленной эрудитной деятельности в

процессе выполнения практического и игрового заданий.

III. Использование предметов и пособий развивающей среды в формировании способов ориентировки и способов её выполнения:

формирование метода проб и ошибок;

включение речи в процесс решения познавательных задач.

IV. Построение модели общего и индивидуального коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в развитии мысли тельных процессов;

V. Использование единства диагностики и коррекции развития ребёнка.

Приоритетные возрастные задачи.

I. Первый год пребывания в группе ребёнка 5 – 6 лет с задержкой психического развития :

переход к новым отношениям с взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативной деятельности;

накопление опыта развития наглядно-действенного мышления;

формирование и расширение представлений о предметах, их назначении, свойствах и качествах;

развитие самостоятельности;

формирование правильной самооценки.

II. Второй год пребывания ребёнка 6 – 7 лет с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности:

на основе развитых компонентов наглядно-действенного мышления, развитие наглядно-образного и логического мышления;

усиление познавательной активности ребёнка с ЗПР;

развитие и обогащение сенсорных эталонов;

развитие речевой активности;

развитие эталонов действий, свойств, последовательностей и использованием их в познавательной деятельности;

использование в развитии мышления технических средств, тетрадей на печатной основе, организации экспериментирования, песочной терапии;

формирование адекватной самооценки.

Вид проекта - длительный

Участники проекта - дети 5 – 7 лет с задержкой психического развития, педагог-психолог, педагог-дефектолог, воспитатели, родители.

Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Предметно-развивающая среда это предметное наполнение функциональных помещений в группе, которое влияет на развитие ребёнка наиболее эффективно.

Функции, которые выполняет предметно-развивающая среда в развитии мышления :

Информативная. Разнообразие предметов несёт определённые знания об окружающем мире.

Развивающая. Разнообразие предметов служит для всестороннего развития ребёнка.

Коррекционная. Правильно организованная развивающая среда способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии мышления у ребёнка с задержкой психического развития.

Принципы построения предметно-развивающей среды :

учёт возрастных и интеллектуальных особенностей ребёнка;

вариативность и разнообразие;

творчество и активность в деятельности;

гибкое зонирование;

доступность.

Предметно-развивающая среда в группе соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, отвечает особенностям уровня развития каждого ребёнка с задержкой психического развития, является многофункциональной, практичной, доступной и привлекательной для детей.

В группе выделено несколько функциональных уголков и зон: учебная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, читательский уголок, природный уголок, бытовое пространство.

Главные критерии создания предметно-развивающей среды :

• воспитательная ценность;

• высокий художественный уровень используемых материалов;

• связь с различными видами деятельности;

• использование широких возможностей для познавательного, социального и личностного развития.

Основные этапы проекта.

I этап – диагностический:

- диагностика развития мыслительных процессов ребёнка.

II этап – планирование:

1. изучение литературы и интернет ресурсов по теме проекта;

2. обсуждение участниками проекта совершенствования и пополнения развивающей среды.

III этап - индивидуальное сопровождение:

определение форм и методов использования предметно-развивающей среды и разработка индивидуальных программ сопровождение ребёнка с проблемами в развитии мышления.

IV этап - организованная образовательная деятельность:

• использование игр, дидактических упражнений, способствующих развитию мышления;

• использование пособий для развития мелкой моторики и кинестетических ощущений;

развитие сенсорных навыков;

развитие речи, посредством рассматривания картин, создания схем чтения комбинированных текстов.

В процессе действий с предметами развивающей среды у ребёнка с задержкой психического развития создаётся основа для практических действий и их словесных обозначений, формируются обобщенные представления, способы ориентировки.

Е. А. Стребелева рекомендует для развития различных видов мышления использовать предметы развивающей среды.

Дидактическое обеспечение проекта.

1. Формирование наглядно действенного мышления : набор детской посуды, набор детской мебели, пальчиковые бассейны, мелкие игрушки, пластмассовые шарики, куклы, заводные игрушки, атрибуты для занятий с песком и водой, кубики, дидактические игры.

2. Формирование наглядно-образного мышления : сюжетные картинки различной тематики, различные предметные картинки для группировки предметов, понимания последовательности событий, карты-образцы со схематическими изображениями предметов, природный материал, муляжи овощей, фруктов, грибов, атрибуты для моделирования, фланелеграф, трафареты, дидактические игры.

3. Формирование элементов логического мышления : набор разных по величине игрушек, геометрические фигуры, наборы карточек с изображением разных животных, разных видов транспорта, картотека словесных игр, дидактические игры.

Методические рекомендации.

Создавая предметно-развивающую среду, педагоги и специалисты решают творческие задачи. Они и дизайнеры, и декораторы, и художники, и конструкторы. В связи с эти необходимо активизировать поиск таких подходов к развитию мышления, которые способны не только совершенствовать и корректировать имеющиеся проблемы ребёнка с задержкой психического развития, но и развивать умственные и познавательные его возможности.

Можно с полной уверенностью утверждать, что условиями благоприятствующими развитию и коррекции мыслительных процессов служат:

• организация окружающей предметно-развивающей среды;

• насыщение предметно-развивающей среды материалами, стимулирующими развитие мыслительных процессов;

• рациональное размещение и организация функциональных зон развивающей среды.

В группе целесообразно создать и совершенствовать систему предметно-развивающей, воспитывающей и образовательной деятельности. Центральное место в ней должен занимать ребёнок, как личность, имеющая свои природные и социально обусловленные задатки, благоприятное развитие которых возможно лишь в гуманных социально-педагогических условиях. Созданию таких условий способствует правильная организация предметно-развивающей среды, которая оказывает влияние на эстетическое воспитание, эмоциональное благополучие каждого ребёнка, на развитие его положительного самоощущения, стимулирует включение ребёнка в различные формы деятельности и сотрудничества с взрослыми и сверстника

Публикации по теме:

Игры на развитие эмоциональной сферы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДошкольное детство– это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.

Использование элементов аппликации в оформлении группыИспользование элементов аппликации в оформлении группы Здравствуйте уважаемые коллеги!Моя группа называется "Непоседы".Здесь украшены окна,центральная стена группы и родительский уголок в разное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития
Опубликовано: 13 марта 2015 в 20:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД