Роль развивающих и кинезиологических упражнений в развитии логического мышления

Галина Гусева
Роль развивающих и кинезиологических упражнений в развитии логического мышления

Мастер – класс

Тема :Роль развивающих и кинезиологических упражнений в развитии логического мышления.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию развивающих и кинезиологических упражнений в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи: познакомить педагогов с эффективными методами использования кинезиологических упражнений в жизни ребенка.

Актуальность: родителей и педагогов волнует вопрос - как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Ход мастер - класса

Внимание соберите

И на дерево – взгляните,

Там, где были почки,

Зеленые листочки.

-Посмотрите, на дереве настроения распустились листочки. Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаю вам сохранить его до конца нашего занятия.

1. Выделение проблемы:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский.

В нашем 21 веке, веке информационных технологий, подрастающее поколение требует от нас быть более эрудированными, подкованными во многих областях. Требования к нам как педагогам изменилось, и если от нас раньше требовали вырастить «хороших» детей, то теперь «успешных».

«Успешные» люди – это те, которые умеют рассуждать, общаться с людьми, вести диалоги, спорить, отстаивать свои суждения, т. е. люди умеющие логически мыслить.

Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи существенно снизились Но вот одна из проблем, с которой столкнулась, наверное, не одна я, но и вы тоже, коллеги – это речь детей. Она стала скуднее, дети живут жизнью героев мультфильмов, в том замкнутом пространстве; родители мало уделяют внимание детям, мало общаются с ними.

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук и развития мышления у детей, мною были выбраны кинезиологические упражнения и развивающие игры.

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Вам лекции хочется слушать здесь (нет)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажитесь мне? (Нет)

Последнее прошу вас я:

Активными все будем? (да)

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму!

Действительно, кинезиологические упражнения полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

В этом мне помогают развивающие игры. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны я предлагаю «пищу» для подражания, а с другой – предоставляю поле фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм я развиваю у ребенка психические процессы, мыслительные операции, развиваю способность к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров влияющих на развитие речи. Это такие игры как –«Что слышно», «слушай хлопки», «Запомни движения», «Геоконт» «Цветик – семицветиу». Развивающие игры – это веселое, а главное полезное время провождения.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Формами такой работы, могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Они помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей 4—7 лет, а в целом обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Истоки кинезиологии можно найти почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепид, живший более 2000 лет назад.

Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций человеческого организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок — кинезиология.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела.

На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность

Кинезиологические «рисовалки» объединяют два вида деятельности: кинезиологические упражнения и рисование. Детям предлагаются интересные шаблоны, которые они с удовольствием раскрашивают двумя руками одновременно.

Задачи, решаемые в процессе кинезиологических «рисовалок»:

• Развитие межполушарного взаимодействия мозга;

• Синхронизация работы полушарий мозга;

• Развитие мелкой моторики;

• Развитие творческих способностей;

• Развитие всех психических процессов;

• Профилактика дислексии, дисграфии.

В процессе кинезиологического рисования очень важно соблюдать принцип «от простого к сложному». Для этого я разработала несколько уровней сложности предлагаемых детям шаблонов.

Упражнения выполняются индивидуально или коллективно. Рисование начинается с простых элементов, постепенно усложняясь.

Для самых маленьких художников приготовлены шаблоны, в которых им нужно дорисовать простые линии и точки. Для детей постарше – шаблоны потруднее. У ребят уже получается рисовать круги, спирали, волнистые линии. Самым взрослым воспитанникам – мы готовы предложить сложные шаблоны, где необходимо отобразить заданные узоры или нарисовать целые объекты (деревья, цветы и т. д.)

2. Практическая часть:

Я приглашаю к себе несколько участников нашего конкурса. Давайте встанем с вами в кружок и выполним упражнение на Растяжку

1. “Снеговик”

Это упражнение можно проводить в начале занятия с целью настройки или в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

2. А сейчас все приготовили правую и левую руки и поиграем с вами в игру

«Ухо, нос».

(можно «Лезгинку»)

3. Молодцы, а сейчас я вам предлагаю развивать мелкую моторику с помощью простого

квадрата Воскобовича

.

Развивающие задачи – побуждать к называнию предметов,создавать условия для развития логического мышления, сообразительность, внимание.

Воспитательные задачи – формировать интерес к познанию, воспитывать отзывчивость, желание играть со всеми.

4. А чем же интересны кинезиологические рисовалки? Давайте мы с вами сейчас как наши дети сначала порисуем в воздухе…Сначала - змею, а затем колечки… У вас неплохо получается. А сейчас я вам раздам листочки и задание немного усложню. Нужно сразу двумя руками раскрашивать изображения на листе. Пожалуйста, приступаем. Как вы думаете, какие задачи могут решаться при проведении этого задания? (высказывания педагогов)

5. А теперь я вам предлагаю сейчас выйти из – за стола и снова встать в круг и поиграть со мной в старинную игру

«Колпак мой треугольный»

(когнитивное упражнение)

Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, значит не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово»колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой над головой). При повторении фразы в третий раз заменяются жестами три слова: «колпак», «мой», «треугольный» (изобразить треугольник руками).

Эту игру можно использовать как на занятиях, так и в индивидуальной работе.

5. Упражнение на релаксацию:

“Путешествие на облаке”

3. Итог:

Значимость моей работы. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовольствие. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Рефлексия

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?

3. Какие отличительные черты в развитии логического мышления в отличии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?

4. Возник ли у вас интерес к использованию в практике развивающие игры и кинезиологические комплексы?

5. Возможно ли использование игр в различных видах детской деятельности?

Завершающее упражнение «Спасибо»

Воспитатель предлагает каждому участнику мастер – класса мысленно положить в левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят Спасибо! Психологический смысл упражнений позволяет завершить его красиво на положительной ноте.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-master-klasa_pgtqk.pptx | 3505,94 Кб | Скачан: 253
 
Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Сказка — ложь, да в ней намек…» Одна из основных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно- образовательной работы, создание.

Школа молодого педагога. Перспективное планирование Перспективное планирование на 2011-2012 учебный год. Сентябрь. Тема: "Портфолио педагога" Октябрь. Тема: " Комплексы утренней гимнастики.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Головоломки
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Роль развивающих и кинезиологических упражнений в развитии логического мышления
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 13:36
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...