Роль родителей в развитии детей раннего возраста

Елена Анцибор
Роль родителей в развитии детей раннего возраста

В раннем возрасте существует очень сильная привязанность к родителям, особенно к маме. И беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет. Если мать по характеру тревожная и властная, то она непроизвольно привязывает к себе ребенка до такой степени, что создает у него болезненную зависимость от себя. Ребенок может чувствовать себя в безопасности только в присутствии мамы, и он не стремится общаться с другими взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность делает ребенка инфантильным, несамостоятельным, неуверенным в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, который предъявляет очень высокие требования к ребенку, требует беспрекословного подчинения и наказывает при малейшем непослушании. Почти всегда в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Мать, в противовес отцу, во всем уступает ребенку и окружает его избыточной заботой. Такие дети очень капризны, возбудимы и у них неустойчивое настроение.

Очень важно, чтобы мама по отношению к ребенку была эмоционально- отзывчива. Потому что, если мама недостаточно общается с ребенком, если она не эмоциональна, то ребенок восполняет этот пробел тем, что часто приходит в возбужденное состояние, кричит, плачет. Просто ребенок боится, что про него забудут, не выслушают, не поймут, не приласкают. Тем не менее, подобное поведение расценивается как капризы, истерики, упрямство.

Бывают случаи, когда мама стремится двигаться вверх по карьерной лестнице, а ребенок становится обузой, мешая ее социальному продвижению. Из-за того, что ребенку не хватает материнской ласки, у него поздно формируется речь и навыки общения с другими взрослыми. Т. е. такой ребенок остается инфантильным на всю жизнь.

Если мама полностью посвящает себя ребенку, не дает ему проявить самостоятельность, таким образом, она формирует в ребенке безответственность и беспомощность. Мама зависит от капризов ребенка, поскольку она все делает за него. Отец в таком союзе двоих лишается собственно отцовских функций и становится лишним в семье. Поскольку у ребенка нет опыта соперничества, нет опыта компромиссных решений, то когда ребенок подрастет, его не будут принимать в дворовую компанию и останется капризным придатком матери. Чаще всего такую тесную связь создают одинокие мамы. Такое поведение приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Такому ребенку будет легче общаться с маленькими детьми, он может воображать себя девочкой, к нему прилипнет кличка «маменькин сынок».

Мы привыкли думать, что мамино участие в жизни ребенка - явление важное и само собой разумеющееся. Другое дело - папа. Ему "на роду написано" добывать средства к существованию и появляться дома только под вечер, уставшим и голодным. В роли воспитателя он многими не воспринимается, а уж в роли близкого друга - и подавно. Часто контакты папы с ребенком ограничиваются воспитательно-назидательными монологами, содержащими указания, что можно делать, а чего нельзя. А некоторые мамы просто используют папу вместо пугала, чтобы "приструнить" малыша: "Вот придет папа, он тебя накажет!"

Если в семье растет мальчик, то вырасти из мальчика в мужчину - задача непростая, и справиться с ней в одиночку ребенок не в состоянии. Мальчику нужен образец для подражания, пример, которому он будет следовать. Это скажется потом на его отношениях с женщинами, на благополучии его будущей семьи.

Степень эмоциональной близости в раннем детстве с отцом во многом определяет будущую успешность взрослого человека. Часто приходится наблюдать, как мужчине не удается создать нормальные отношения с начальством, продвинуться в карьере, добиться успеха. Иногда это и есть следствием давнего конфликта отца и сына.

Бунт против общества или норм, предписанных законом,- тоже своеобразная попытка разрешить застарелый конфликт, попытка болезненная и часто безуспешная.

Необходимо создать в доме такую атмосферу, в которой и папе и сыну захочется проводить время вместе. И не важно, что именно они при этом будут делать: с азартом смотреть футбол, что-то мастерить или просто играть и дурачиться, главное, чтобы сын в эти минуты чувствовал, что он нужен папе, что папа его любит.

Папа должен хвалить ребенка за каждый маленький успех. Не считайте лишним телесный контакт, для маленького мальчика он более красноречив, чем дежурное "молодец"; погладьте его по голове, дружески похлопайте по плечу. Папино одобрение ему очень важно, ведь папа - мужчина, и похвалой он как бы принимает сына в свой "мужской клуб". Именно это и развивает в мальчике мужские качества.

Отец ни в коем случае не должен кричать на ребенка, когда тот плачет, стыдить его. Сын должен чувствовать, что папа им гордиться и радуется его успехам: удивиться сооружением из кубиков, восхититься рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение

Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать напряжение в его обществе. Такой ребенок скорее всего потянется к матери и воспримет ее интересы.

Не секрет, что формирование женских черт у девочки начинается с процесса идентификации, то есть сравнения себя с мамой и копирования ее модели поведения. Казалось бы, тут мамы может быть достаточно. А какова роль отца в процессе взросления девочки?

Не имея возможности наблюдать нормальные отношения полов, девочка не приобретает представления о том, какими они могут быть, и не создает своего образа идеального мужчины. Эти представления будут необходимы ей в жизни для построения гармоничных отношений с мужчинами (нужно ли говорить, насколько это важно, учитывая, что мужчины - это полчеловечества). Это и муж, в конце концов, которого нужно выбрать, создать с ним крепкую семью и жить счастливо. Именно по причине отсутствия образа мужчины и отношений между полами многие дочери повторяют неудачный сценарий жизни своих матерей - выбор "не того" мужчины, неумение жить мирно, развод.

Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Подчеркнутая самостоятельность, напористость, стремление выйти из сферы женских занятий и утвердить свое равноправие с мужчинами часто являются последствием детского желания привлечь внимание отца, доказать ему, что она достойна его любви.

Отец, который каждый день проводит хотя бы полчасика со своей дочуркой, закладывает основу ее будущего благополучия во всех отношениях. Сидя на коленях у папы, девочка получает не только поучительные знания о том, что он расскажет. Она получает также "закодированную" информацию о своей правильности, нужности и даже привлекательности. И пусть вам не кажется, что это неуместно в таком нежном возрасте. Способность быть женщиной формируется именно с участием папы, который внимателен к маме и ласков с дочерью. Многие взрослые женские неблагополучия, в том числе и со здоровьем, берут свое начало в раннем безотцовском детстве. Правда, не лучшую службу сослужит и отстраненный, жесткий, эмоционально холодный, редко появляющийся отец.

Самооценка девочки напрямую связана с наличием или отсутствием хорошего папы. Бывает, что мама формирует у девочки резко отрицательный образ мужчины, перенося его на всех мужчин без разбору, и навязывая решение: "раз они негодяи, нечего с ними иметь дело!". Как это отразится на дальнейшей жизни девочки, нетрудно представить.

Хороший папа в детстве девочки - это ее счастливое замужество во взрослой жизни.

Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать - отрицательное.

Список литературы:

1. Кон И. С. Материнство и отцовство// ж. Семья и школа. 1988

№ 2.

2. Целуйко В. М. Психология современной семьи. – М.: Владос, 2004. – 288с.

3. Целуйко В. М. Семейный конфликт и дети //ж. Психолог в детском саду. 2008 № 1, с. 54-67.

Публикации по теме:

Адаптация раннего возраста Предлагаю вашему вниманию презентацию для воспитателей раннего возраста, а может пригодится и методистам, на тему "Адаптация раннего возраста".

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Автор публикации:
Роль родителей в развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 08:21
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...