Роль родителей в развитии речи дошкольников

Ольга Хусяинова
Роль родителей в развитии речи дошкольников

Консультирует специалист

Роль родителей в развитии речи дошкольников

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отображается на его поведении, а так же на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, т. к. письменная речь формируется на основе устной.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, поэтому наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопед, воспитатели) и родители действуют согласованно.

Ежегодно в начале учебного года проходит обследование состояния речи каждого ребенка и развитие мелкой моторики, с которой теснейшим образом связано речевое развитие детей.

Цель обследования – выявление уровня речевого развития каждого ребенка и определение плана работы по развитию речи.

Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа – заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе отмечаются сильные и слабые стороны речи ребенка, намечаются пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Тогда же происходит и распределение обязанностей между детским садом и семьей, иными словами, определяется, что будут делать педагоги, а что родители.

Родителям объясняют, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви и сопереживания. Дефицит общения в семье приводит к отставанию в речевом развитии, к его педагогической запущенности. Не смотря на занятость и усталость, родителям просто необходимо как можно больше общаться с ребенком. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей. Например, «игры на кухне»,.

«Помогаю маме». Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки». Дайте малышу сосчитать палочки или спички с отрезанными головками. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы.

«Приготовим сок». Из яблок сок. (яблочный, из груш (грушевый) и т. п. Справились? Наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.

«Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

«Угощаю». «Давай вспомним вкусные (сладкие, соленые, кислые) слова и угостим друг друга» Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

Можно играть по дороге в детский сад или возвращаясь из детского сада.

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и говорить, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку - она пушистая» Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.

«Доскажи словечко». «Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок).

И еще, как можно больше пойте с детьми, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.

Учите ребенка находить и придумывать рифмы. Например: сок-носок, палка- галка, огурец-молодец и т. д.

Специалисты в детском саду (воспитатели, логопеды) используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей,но родители должны помнить, что только с их помощью и поддержкой развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним.

Учитель-логопед

Хусяинова О. П.

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возраста Речевые игры Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка.

Автор публикации:
Роль родителей в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 24 марта 2013 в 12:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг-начальник всех органов»
Задачи: Дать знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «К нам пришел Лесовичок»
Программное содержание: Закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем посёлке. Уточнить и расширить знания детей о редких и охраняемых растениях ,...
Сценарий квест — игра «Защитники природы»
КВЕСТ – игра «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Лымарь Ирина Сергеевна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ...