Лучший педагог года

Роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Карлагаш Баданова
Роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Публикация «Роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Наш детский сад посещает 110 детей. Из них детей алтайской национальности 15: из смешанных семьей 4,

Главное состоит в том, что в раннем возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно – способность понимать язык и активно пользоваться им в общении. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Также ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действует с ними по-человечески. У ребёнка формируется предметная деятельность. Ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях. Именно в этом возрасте дети легко могут освоить 2 языка : русский и алтайский.

Русскоязычный ребёнок начинает обучаться алтайскому языку со сформировавшейся под влиянием семьи, окружающих его взрослых потребности научиться говорить на родном языке. Это, безусловно, является большой побудительной силой. Но малого дитя всё-таки невозможно учить родному языку, опираясь только на этот мотив. Его необходимо подкреплять мотивацией, заложенной в самом образовательном процессе, построенном с учётом возраста, интересов и потребностей детей. Всё начинается с языка, а в языке со слова, ибо «В начале было Слово». Поэтому представляется необходимым остановиться на проблеме создания условий для вовлечения ребёнка в образовательный процесс. Первичное обучение родному языку может начинаться с 2-летнего возраста, если позволяет благоприятная языковая ситуация. Но в некоторых смешанных семьях вообще отсутствует среда общения на родном языке.

Основная цель – привитие любви к родному языку.

Изучение родного языка в ДОУ «Улыбкаа» ведётся со средней группы. Разработана программа обучения родному языку (Программа рассчитана на 3 года дошкольного обучения. В обучении родному языку в детском саду используется пособие для детей «Картинный словарь алтайского языка» Имеется позитивный опыт пользования родным языком в детском саду : педагог говорит с детьми на двух языках – на родном и русском.

В обучении детей родному языку необходимо :

- тесное сотрудничество с родителями, учёт их желания, чтобы ребёнок изучал родной язык;

- создание предметно-развивающей среды – оформление стенда родного языка ;

- наличие национальных кукол, игр и игрушек;

- планирование и проведение занятий с элементами игры и сюрпризами;

- проведение физкультминуток на алтайском языке;

- создание речевого фона (прослушивание небольших сказок, легенд, загадок, песен на алтайском языке);

- внедрение долгосрочного проекта (декабрь–апрель 2017 г.) (Мой родной язык);

- изготовление игрового материала.

В обучении родному языку используются практикоориентированные технологии, к примеру, проведение мастер-класса «надай», практического занятия «Национальные игрушки», изготовление пазла «юрты», «животные Алтая», изготовление и раскраска атрибутов из картона для игры «Конные скачки» позволяет включить обучающихся в разнообразные виды изобразительной, творческой и речевой деятельности. Дети с удовольствием играют, так как они сами изготовили этих лошадей. Столько радости в их глазах! Все предметы, размещённые в кабинете, доступны детям. Они могут поиграть этими предметами. Детям очень нравится играть в юрте.

Разучивание и разыгрывание считалок происходит в подвижных играх, цель которых состоит в соотнесении звукового содержания, ритма, интонации. Игры проводятся с использованием игрушек и игрового материала с большим удовольствием играют в алтайские куклы, прибирают в юрте, расставляют кукол.

В процессе обучения родному языку происходит ознакомление детей с языковым материалом, который обеспечивает участие в реальном речевом общении. На каждом занятии необходимо организовать ситуацию общения и находить такие формы и приёмы работы, которые обеспечивали бы интерес детей к изучению родного языка. И этому способствует коммуникативный подход в обучении родному языку, формирование коммуникативной компетенции – понимания родной речи на слух, умения вступить в диалог, поддержать общение.

При отборе методов и приёмов обучения необходимо учитывать возрастные физиологические и психологические особенности, уровень владения/невладения языком, мотивацию обучающихся. Обучение строится на интересе детей. Коммуникативная направленность в обучении языку находит возможность реализации в системе игр и игровых ситуаций с использованием персонажей зверей, которые являются постоянными участниками занятий.

Ведущими видами речевой деятельности являются аудирование и говорение. Основным способом достижения задач обучения родному языку является игровая деятельность, которая позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на алтайском языке, где память обогащается новыми словами.

На начальном этапе материал усваивается в процессе аудирования. Обучение говорению происходит с восприятием одной монологической реплики, также монологических высказываний по картине, по ситуации.

Цель – показать детям, как красива, богата меткими выражениями, речевыми оборотами, напевна алтайская речь. При разработке занятия включаются игры, физкультминутки, пальчиковые игры на алтайском языке. Необходимым условием успешного владения языком является формирование фонетических навыков, которые также могут развиваться в процессе физкультминуток на родном языке. Это и оздоровительные физкультминутки (руки, ноги в движении, ритмические (под счёт, танцевальные (под музыку, двигательно-речевые (инсценирование, подражательные (рычит медведь) и т. д.

В процессе практической деятельности (рисование, аппликация) происходит естественное общение. Результативности обучения способствует также интенсивность занятия : сочетание групповой и индивидуальной работы, использование нетрадиционных форм – путешествие на коне, в гостях у девочки Айсулу в юрте, приезд маленькой девочки в гости в детский сад и т. д. С помощью средств наглядности можно объяснить значение многих предметов. Совместно с родителями и детьми под руководством педагога оформляется предметно-развивающая среда, способствующая реализации программы.

Родником познания языка и прекрасным воспитательным средством является национальный фольклор (игры, танцы, песни, сказки). алтаййский фольклор широко представлен мифами и народными сказками.

Как видим, дошкольное обучение родному языку направлено на активное усвоение языка, пользование им в процессе общения детей между собой и дома с родителями.

На сегодняшний день дети умеют здороваться на алтайском языке, говорить «спасибо», прощаться, слышат и понимают отдельные фразы в процессе проведения физкультминуток и игр. Конечно, нельзя сказать, что все быстро усваивают, но есть дети, у которых отличное произношение звуков алтайской речи. Думаем, что у детей всё ещё впереди. Мы очень рады, что за столь короткий срок родители наших малышей стали нашими единомышленниками, они понимают важность изучения алтайского языка, возрождения культурных традиций. Надеемся, что родители и педагоги приложат к этому все усилия.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришёл к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Наш детский сад посещает 110 детей. Из них детей алтайской национальности15: из смешанных семьей 4,

Главное состоит в том, что в раннем возрасте ребёнок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно – способность понимать язык и активно пользоваться им в общении. Через речь, которой ребёнок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Также ребёнок открывает для себя назначение многих предметов и начинает не просто манипулировать ими, а действует с ними по-человечески. У ребёнка формируется предметная деятельность. Ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него проявляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у ребёнка определённых личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях. Именно в этом возрасте дети легко могут освоить 2 языка : русский и алтайский.

Русскоязычный ребёнок начинает обучаться алтайскому языку со сформировавшейся под влиянием семьи, окружающих его взрослых потребности научиться говорить на родном языке. Это, безусловно, является большой побудительной силой. Но малого дитя всё-таки невозможно учить родному языку, опираясь только на этот мотив. Его необходимо подкреплять мотивацией, заложенной в самом образовательном процессе, построенном с учётом возраста, интересов и потребностей детей. Всё начинается с языка, а в языке со слова, ибо «В начале было Слово». Поэтому представляется необходимым остановиться на проблеме создания условий для вовлечения ребёнка в образовательный процесс. Первичное обучение родному языку может начинаться с 2-летнего возраста, если позволяет благоприятная языковая ситуация. Но в некоторых смешанных семьях вообще отсутствует среда общения на родном языке.

Основная цель – привитие любви к родному языку.

Изучение родного языка в ДОУ «Улыбкаа» ведётся со средней группы. Разработана программа обучения родному языку (Программа рассчитана на 3 года дошкольного обучения. В обучении родному языку в детском саду используется пособие для детей «Картинный словарь алтайского языка» Имеется позитивный опыт пользования родным языком в детском саду : педагог говорит с детьми на двух языках – на родном и русском.

В обучении детей родному языку необходимо :

- тесное сотрудничество с родителями, учёт их желания, чтобы ребёнок изучал родной язык;

- создание предметно-развивающей среды – оформление стенда родного языка ;

- наличие национальных кукол, игр и игрушек;

- планирование и проведение занятий с элементами игры и сюрпризами;

- проведение физкультминуток на алтайском языке;

- создание речевого фона (прослушивание небольших сказок, легенд, загадок, песен на алтайском языке);

- внедрение долгосрочного проекта (декабрь–апрель 2017 г.) (Мой родной язык);

- изготовление игрового материала.

В обучении родному языку используются практикоориентированные технологии, к примеру, проведение мастер-класса «надай», практического занятия «Национальные игрушки», изготовление пазла «юрты», «животные Алтая», изготовление и раскраска атрибутов из картона для игры «Конные скачки» позволяет включить обучающихся в разнообразные виды изобразительной, творческой и речевой деятельности. Дети с удовольствием играют, так как они сами изготовили этих лошадей. Столько радости в их глазах! Все предметы, размещённые в кабинете, доступны детям. Они могут поиграть этими предметами. Детям очень нравится играть в юрте.

Разучивание и разыгрывание считалок происходит в подвижных играх, цель которых состоит в соотнесении звукового содержания, ритма, интонации. Игры проводятся с использованием игрушек и игрового материала с большим удовольствием играют в алтайские куклы, прибирают в юрте, расставляют кукол.

В процессе обучения родному языку происходит ознакомление детей с языковым материалом, который обеспечивает участие в реальном речевом общении. На каждом занятии необходимо организовать ситуацию общения и находить такие формы и приёмы работы, которые обеспечивали бы интерес детей к изучению родного языка. И этому способствует коммуникативный подход в обучении родному языку, формирование коммуникативной компетенции – понимания родной речи на слух, умения вступить в диалог, поддержать общение.

При отборе методов и приёмов обучения необходимо учитывать возрастные физиологические и психологические особенности, уровень владения/невладения языком, мотивацию обучающихся. Обучение строится на интересе детей. Коммуникативная направленность в обучении языку находит возможность реализации в системе игр и игровых ситуаций с использованием персонажей зверей, которые являются постоянными участниками занятий.

Ведущими видами речевой деятельности являются аудирование и говорение. Основным способом достижения задач обучения родному языку является игровая деятельность, которая позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на алтайском языке, где память обогащается новыми словами.

На начальном этапе материал усваивается в процессе аудирования. Обучение говорению происходит с восприятием одной монологической реплики, также монологических высказываний по картине, по ситуации.

Цель – показать детям, как красива, богата меткими выражениями, речевыми оборотами, напевна алтайская речь. При разработке занятия включаются игры, физкультминутки, пальчиковые игры на алтайском языке. Необходимым условием успешного владения языком является формирование фонетических навыков, которые также могут развиваться в процессе физкультминуток на родном языке. Это и оздоровительные физкультминутки (руки, ноги в движении, ритмические (под счёт, танцевальные (под музыку, двигательно-речевые (инсценирование, подражательные (рычит медведь) и т. д.

В процессе практической деятельности (рисование, аппликация) происходит естественное общение. Результативности обучения способствует также интенсивность занятия : сочетание групповой и индивидуальной работы, использование нетрадиционных форм – путешествие на коне, в гостях у девочки Айсулу в юрте, приезд маленькой девочки в гости в детский сад и т. д. С помощью средств наглядности можно объяснить значение многих предметов. Совместно с родителями и детьми под руководством педагога оформляется предметно-развивающая среда, способствующая реализации программы.

Родником познания языка и прекрасным воспитательным средством является национальный фольклор (игры, танцы, песни, сказки). алтаййский фольклор широко представлен мифами и народными сказками.

Как видим, дошкольное обучение родному языку направлено на активное усвоение языка, пользование им в процессе общения детей между собой и дома с родителями.

На сегодняшний день дети умеют здороваться на алтайском языке, говорить «спасибо», прощаться, слышат и понимают отдельные фразы в процессе проведения физкультминуток и игр. Конечно, нельзя сказать, что все быстро усваивают, но есть дети, у которых отличное произношение звуков алтайской речи. Думаем, что у детей всё ещё впереди. Мы очень рады, что за столь короткий срок родители наших малышей стали нашими единомышленниками, они понимают важность изучения алтайского языка, возрождения культурных традиций. Надеемся, что родители и педагоги приложат к этому все усилия.

Публикации по теме:

«Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр». Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок в дошкольные годы каждый.

Использование инновационных технологий в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Инновационность педагогического процесса в дошкольной организации заключается в целенаправленном внедрении новых технологий, способствующих.

Консультация для родителей «Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей у детей раннего возраста» МБОУ "Металлплощадская СОШ", дошкольные группы, детский сад "Изумрудный город", д. Сухово. Воспитатель: Трусова Елена Сергеевна. Цели:.

Пояснительная записка к программе по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Методическая разработка Калайда Виктория Викторовна. Я работаю с программой по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей.

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» .

Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Игра оказывает огромное влияние на психическое и физическое развитие.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста Речевое развитие дошкольников в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ. Во многом определяющее.

Роль общения с взрослым в речевом развитии детей дошкольного возраста Статья Роль общения с взрослым в речевом развитии детей дошкольного возраста Введение Общение пронизывает все сферы деятельности человека.

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это.

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 14:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД