Лучший педагог года

Роль русского народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Валентина Климова
Роль русского народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивым к нежелательным влияниям, учить их правилам обучения и умению жить среди людей – вот главная идея воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально – образное восприятие окружающего мира должно стать основной формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему долгу, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Публикация «Роль русского народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, поскольку она способна преобразовывать его и духовный мир. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он приятно связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребёнка пробудить чувство любви к Родине. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего детства понять, что они – часть великого русского народа. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки). В русском фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Знакомя детей с устным народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным ценностям.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное развивается с ранних лет. Прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, восторгает – она возвышает человека. Светлые впечатления детства остаются в душе на всю жизнь. Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, поговорок, потешек, дающих возможность взрослому в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Играя с ребёнком, стараемся эмоционально донести до него смысловое содержание, красоту и напевность звучание народного слова. Вспомним известное высказывание М. И. Калинина о народном творчестве : «… Самым высоким видом искусства, самым гениальным являются народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетие … В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценность». Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Мы отмечаем появление в нашей стране интересных художественных коллективов, как взрослых, так и детских, пропагандирующих русскую народную музыку, песни, танцы. Хотелось и мне расширить свой репертуар русских песен, хороводов, плясок, игр, начать работать с русской потешкой, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, словом спланировать работу с детьми так, что бы на музыкальных занятиях, в быту, звучала русская народная песня и народный фольклор. Русская народная музыка, песни и устное народное творчество развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Маленьким детям ещё не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознание.

Народные потешки, песни, игры, пляски пришли к нам из далёкого прошлого, а современные дети сложнее по характеру, чем те дети, для которых создавались эти песни, игры, пляски. Наши дети получают огромное количество информации через кино, телевидение, в играх с автоматической и механизированной игрушкой и всё же образное, мудрое народное слово находит в них горячий отклик. Поэтому необходимо отбирать этот материал, исходя из его художественной ценности, и пополнить новым, современным по образному содержанию творчеством.

Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, пляски, хороводы, мы привлекаем детей к мысли о таких нравственных понятиях как добро, дружба, трудолюбие, героизм, любовь к природе, к Родиной стране.

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью, и быть русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Моя Родина» Педагогический совет Проектная деятельность «Моя Родина.» «Региональный компонент» Воспитатель: Геращенко Н. Ю. апрель 2016 год.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством русского народного творчества Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «От пятилетнего ребенка до меня - один шаг, от новорожденного.

Наши традиции. Роль музея в патриотическом воспитании дошкольников.Наши традиции. Роль музея в патриотическом воспитании дошкольников. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и.

Роль художественно-эстетического развития в нравственно-патриотическом воспитанииРоль художественно-эстетического развития в нравственно-патриотическом воспитании В нашем детском саду проходила тематическая неделя нравственно-патриотическое воспитание дошкольника. Большое место было отведено блоку.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Симакова Л. Г., музыкальный руководитель МБДОУ г. Мценска.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших.

Роль родителей в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, много для себя заново открываем и переоцениваем. Обращение к опыту православной педагогики.

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников. Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются.

Роль устного народного творчества в воспитании детейРоль устного народного творчества в воспитании детей Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью. В народном творчестве существуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль русского народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 3 ноября 2016 в 10:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД