Роль семейного воспитания в развитии ребенка и преодолении эгоцентризма

Ольга Сулейманова
Роль семейного воспитания в развитии ребенка и преодолении эгоцентризма

Дошкольный возраст – самоценный период развития ребенка, имеющий не проходящее значение. Он отличается высокой интенсивностью психического развития:

формирование качеств и свойств, определяющих психическую перспективу, обогащения регистра человеческих переживаний, рождением культуры человека.

В процессе развития ребенок познает мир, сначала сосредотачиваясь на собственных позициях и целях, а затем его интересы перемещаются на окружающий мир. Но дети в старшем дошкольном возрасте имеют особенность мышления – эгоцентризм, проявляющиеся в том, что они не способны увидеть окружающее чужими глазами, понять, как видит окружающий мир другой человек, что влияет на установление контактов.

Эгоцентризм – это неспособность индивида сосредоточенного на собственных интересах изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению, или представлению, даже перед лицом противоречащей по опыту информации.

Развиваясь, ребенок понимает, что его точка зрения не единственная, есть большой спектр взглядов и мнений, которые могут не совпадать с мнением самого ребенка. Важно показать, что в общении партнеры разноправны, каждый высказывает свою точку зрения.

Многие взрослые, не преодолев в детском возрасте эгоцентризм мышления, страдают остаточным явлением эгоцентризма морального и коммуникативного, проявляющегося в неспособности понять другую точку зрения, в сосредоточенности только на своих переживаниях.

Таким образом, полное преодоление эгоцентризма одна из составляющих формирования социально приемлемого поведения, социальной приспособленности, установлений взаимоотношений с окружающими.

Одна из ролей семьи – воспитание детей. Столкновение с трудностями и мишенями, которые наряду с удовольствиями всегда приносит с собой семья и обнаруживает претензии ко всем: к партнеру, к его родителям, к собственным родителям, к детям, к коллегам и т. д.

Родители могут совершенно правильно поучать ребенка на словах но, если реальное поведение расходится с преподносимой ими на словах моралью, то это будет иметь противоположный эффект. Главный инструмент воспитания – личность воспитателя, проявляющаяся в его практических поступках. Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свои собственный образ мыслей и действий.

Родители рассматривают процесс воспитания слишком односторонне – педагогическое воздействие взрослых на ребенка. Но ребенок не просто объект воздействия. Ребенок активен, он исследует родителей и окружающих более интенсивно и заинтересованно, чем они его. Он черпает образы для подражания, как правило, не из бесед, а из стиля той жизни, которую его родители ведут дома, поступков в быту.

Самая распространенная форма обращения взрослого к ребенку, когда надо скорректировать его поведение – это замечание. Некоторые родители всю свою педагогическую активность вкладывают именно в замечания: чем больше выговоров, одергиваний, указаний, запретов, тем в большей мере родитель кажется себе педагогически активным. Но при этом родители оказываются эгоцентричными: не учитывают ни пропускную способность в понимании ребенка смысла этих замечаний, ни то, что избыточный контроль со стороны родителей оборачиваются часто недостатком самоконтроля у ребенка.

Родители переоценивают значение своих слов, им кажется, что сказанное один раз ребенок обязательно запомнит и исполнит, а ребенок не исправляется, так как ему не понятно, посему нужно следовать тем или иным наставлениям и требованиям взрослого.

Ребенок видит родителей, их отношение и именно это является для него примером. Взрослые не могут заставить детей перенимать у них только хорошее и не перенимать плохого, особенно если хорошее представлено только на словах. Ребенок в семье является и непосредственным участником отношений и наблюдает отношения между взрослыми. Он усваивает именно тот стиль общения, который существует между взрослыми. И если тот стиль отличается конфликтностью, скандалами на почве взаимного эгоцентризма, то ребенок (хочет он или нет) усваивает именно этот стиль. Он усваивает его на уровне эмоциональной памяти, на уровне автоматизированных эмоциональных реакций, т. е. происходит передачи эгоцентрических эмоций «по наследству».

Все педагогические просчеты со стороны, как правило, очевидны. Насколько просто бывает понять и умилиться нелепым поступкам и выходкам чужих детей и осудить «педагогическую неуклюжесть» их родителей, настолько тяжело с терпимостью отнестись к аналогичным поступкам собственных. Это несоответствие – показатель того искажения влияния, которое оказывает на «работу понимания» родительская пристрастность.

Изучая семейное воспитание и межличностные отношения детей, можно сказать, что оптимальными являются взаимоотношения в семье децентрированных детей, которые способствуют переходу от эгоцентризма к децентрации.

Дети с эгоцентрической позицией более замкнуты, скрыты, недоверчивы, отчужденны, необщительны, любят бывать в одиночестве, холодны в отношении к окружающим, им трудно установить контакты и построить взаимоотношения с окружающими.

Напротив, дети с децентрированной позицией легко и с удовольствием вступают в контакты, открыты, общительны, активны, социально адекватны. Охотно общаются с людьми, имеют навыки в устранении конфликтов, адекватно, социально приемлемо реагируют на ситуации различного вида.

Стиль и приемы воспитания этих родителей направлены на развитие активности, самостоятельности, дружелюбия, отзывчивости детей; ребенок в семье ощущает себя значимым, является равноправным партнером в общении, во взаимоотношениях, ему доверяют, интересуются его делами, проблемами, взглядами и мнением по различным вопросам и учат слушать и быть внимательным к другим. Родители воспитывают в ребенке успешность, уверенность в себе и уважение.

Семейное воспитание эгоцентричных детей связанно с авторитаризмом родителей. Авторитарный стиль воспитания данных родителей не приемлет других взглядов, незначительной критики, требует к себе уважения, доверия и полного подчинения со стороны ребенка, сами родители страдают отсутствием этого.

Можно сказать, родители данной группы детей в большей или меньшей степени страдают остаточными явлениями эгоцентризма морального и коммуникативного.

Таким образом, являясь для ребенка авторитетом, родители подают яркий пример эгоцентрической позиции, ребенку тяжело избавиться от эгоцентризма, т. к. это является составной частью жизни его самого и его родителей.

Авторитарность родителя есть не преодоленный в свое время эгоцентризм, перенесенный на воспитание детей, и авторитарный стиль воспитания создает условия для более позднего преодоления эгоцентризма и задержки его до подросткового возраста.

Децентрированные дети чувствуют себя спокойно, удовлетворены собой, общительны, адекватно реагируют на жизненные ситуации и социально приспособлены к окружающему миру.

Эгоцентризм детей отрицательно влияет на коммуникативное развитие ребенка: он более замкнут, отчужден, имеет мало социальных контактов, не испытывает желание их устанавливать из–за трудностей в общении и, следовательно, это вносит проблемы в межличностные отношения ребенка с эгоцентрической позицией.

Усугубляет это положение семья, где родители имеют авторитарный стиль воспитания, жесткий контроль и санкции по отношению к незначительным нарушениям.

Сами родители имеют остаточное явление эгоцентризма, что является для ребенка примером взаимоотношения с окружающими, и не способствует преодолению эгоцентризма.

Родители децентрированного ребенка рассматривают воспитание в семье, как процесс развития ребенка. Они воспитывают в ребенке равноправного партнера в общении, учат высказывать свое мнение и выслушивать, быть внимательным к другим, к окружающим. При этом они развивают уверенность в себе, осознание своей значимости, успешности в делах и умение преодолеть трудности.

Стиль воспитания этих родителей гуманистический.

Таким образом, семейное воспитание межличностные отношения ребенка играют значительную, одну из главенствующих роль в преодолении эгоцентризма и переходе от эгоцентрической позиции к децентрированной.

Причем оптимальным для этого является гуманистический стиль воспитания и взаимоотношений. Если родители создают авторитарный стиль воспитания, то дети позже преодолевают эгоцентризм.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Роль семейного воспитания в развитии ребенка и преодолении эгоцентризма
Опубликовано: 2 октября 2013 в 12:25
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...
Конспект интегрированного занятия для второй младшей группы Тема «Путешествие по...
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ФЭМП», «Музыка», «Труд». Программное содержание. Вспомнить содержание русской народной...
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы.
Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики». Задачи:...
Досуг ко Дню Матери «В гостях у сказки». Фотоотчёт
Накануне чудесного праздника – Дня Матери, в нашем детском саду прошло замечательное мероприятие -совместный досуг «В гостях у сказки». Такое название...