МААМ-картинки

Роль семьи в нравственном воспитании детей

Марина Назарова
Роль семьи в нравственном воспитании детей

Что же представляет собой нравственное воспитание?

В словаре русского языка С. И. Ожегова слово воспитание означает навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность по Ожегову - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность.

Публикация «Роль семьи в нравственном воспитании детей» размещена в разделах

Гераклит высказывался об обучаемости человека нравственности как неотъемлемом антропологическом свойстве. Он говорил: «Всем людям дано познать себя и быть целомудренными»

В кратком словаря по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (лат. mores – нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей. А также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

И. Даль толковал слово мораль как нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного»; «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному- добро и зло. Добронравный, добродеятельный, благонравный, согласный с совестью. С законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности

С годами понимание нравственности изменилось. У С. И. Ожегова мы видим «Нравственность- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственность по-разному. Ещё в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось : «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства…Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели : нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

А Ницце считал : «Быть моральным, нравственным, этичным- значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю»

Сухомлинский В. А. говорил : «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу- всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

К. Д. Ушинский писал: «…влияние нравственное составляет главную задачу воспитания…»

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»

Педагог С. А. Соловейчик писал: «Воспитание-это обучение нравственной жизни. Нравственность-граница дозволяемого совестью. Будет нравственное воспитание- ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды его окружающей, возьмёт пример с родителей. Не будет нравственности, не будет никакого воспитания.» [16;92]

Все нравственные ценности, ориентиры на будущее и убеждения личности заключаются в семье, то есть в семейном воспитании подрастающего поколения.

Демокрит говорил: «Природа и воспитание подобны, а именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт ему вторую природу.» Всё то, что будет заложено в ребёнке воспитанием, сделает из него ….

А первые воспитатели у ребёнка это родители, то есть семья. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Философ В. В. Розанов говорит : «…лишь семья, лишь она одна может воспитывать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…»

Семья - это общность людей, которую связывают: супружеские отношения, родства, родительства, совместного ведения хозяйства и являясь основной ячейкой общества выполняет важные социальные функцииФункции семьи тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, процессом индивидуализации личности.

По определению социолога А. Г. Харичева, семья - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны …взаимной моральной ответственностью. А. И Антонов добавляет, что семья общность людей, осуществляемая воспроизводство людей и преемственность семейных поколений, а так же привитие нравственности детям.

С. И. Голод и А. А Клецин выделяет следующие типы семей «патриархальный» или «традиционный»

Этот тип считается наиболее архаичным. Здесь существует жёсткая зависимость жены от мужа, детей от родителей. Главенство мужа осуществляется благодаря сосредоточению в его руках экономических ресурсов и принятия им основных решений. Жёстко закреплены все семейные роли. В отношениях между родителями и детьми господствует абсолютная родительская власть. Выражением порядка царящего в этих семьях, можно назвать «Домострой»; «А пошлёт Бог, у кого дети, сынова или дщери… снабдити их и воспитати в добре наказании;…Казни сына своего от юности его, и покой тя на старость твою, и даст красоту душе твоей». Правда слово «наказание» в 16 веке имело иной смысл и означало «наставление», «научение».

В патриархальной семье дети лишены чувства собственного достоинства, лишены права голоса. Взрослые игнорируют их интересы и желания. Всё это выступает гарантиями неудач в развитии личности детей.

«детоцентрический» или «современный»

С середины 20х годов XX века начал формироваться другой тип семьи - детоцентрический. Для него характерно повышенное значение частной жизни, чувственной стороны брака и интимности, более или менее равноправные отношения между мужем и женой. Семья такого рода малодетна. Единственный ребёнок превращается в объект сильной родительской любви и привязанности. Гиперопёка ведёт к навязыванию детям мнения родителей, неукоснительной требовательности, скрупулёзно и последовательно осуществляемому контролю, отсутствию у детей самостоятельности. У детей при такой системе воспитания растёт число невротических отклонений, идёт формирование абсолютно несамостоятельных людей. Вследствие такого воспитания дети будут не готовы к самостоятельной семейной жизни в будущем.

«супружеский» или «пост-современный»

В последние десятилетия происходит формирование ещё одного типа семей, который называют супружеским, или пост-современным. В супружеской семье изменяется норма семейной жизни. Супруги отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей. По мнению Голода С. И. и Клецина А. А, их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями традициями, сколько индивидуальными представлениями, нравственными ценностями и эстетическим идеалом. Трансформация отношений между мужем и женой приводит к трансформации отношений родителей.

На смену физическому «выращиванию» приходит целенаправленное формирование индивидуальности человека, способного самостоятельно принимать ответственные решения.

Психологи обращают главное внимание на межличностные отношения в семье. Что касается функций, которые выполняет семья, то суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А. Н. Елизарова

1. Порождение и воспитание детей.

2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «я», эмоциональном тепле и любви.

4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.

9. Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

12. Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д.

Анализируя весь список «функций семьи», А. Н. Елизаров приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя «семьёй», порождает и воспитывает детей.

По мнению М. Арутюнян [26]существует три варианта семьи : традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребёнка в такой семье является способность вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастья ребёнка. Семья существует только для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх (от ребёнка к родителям). В результате у ребёнка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребёнок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребёнка после поступления в школу.

Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье – взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных:

родителей и ребёнка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причём чем старше ребёнок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребёнком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и

эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу (т. е. практически ко всем социальным институтам). Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в современном обществе- главная задача, решаемая обществом и семьёй.

Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна.

Качество жизни в системе отношений «ребёнок - родитель», несомненно, зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, то есть от их психологической и педагогической компетентности. Похвастаться высоким уровнем такой компетентности может далеко не каждая семья, поэтому остро встаёт проблема помощи родителям в воспитании детей. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания на тему «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Конспект родительского собрания на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Дата проведения: 17. 02. 2017 г Цель: формирование.

Круглый стол «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании» Круглый стол "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании" Цель: • Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала.

Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Из опыта работыРоль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Из опыта работы Роль музейной педагогики в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Из опыта работы. В наше время остро стоит проблема духовно-нравственного.

Роль родителей в духовно-нравственном воспитании детей Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №26 (дошкольное отделение) Статья на тему:.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей Традиционно, основным институтом воспитания человека, начиная непосредственно с момента его рождения и кончая порой его становлением как.

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников. Гринева Ирина Павловна, воспитатель ГБДОУ №75 Приморского района Санкт-Петербурга «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников».

Роль семьи в воспитании у детей любви к природе Цель: активно повышать роли семьи в воспитании у их детей любви к природе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – это.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Формы работы ДОУ и семьи по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Д. С. Лихачев писал «Любовь к родному.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в нравственном воспитании детей
Опубликовано: 20 июня 2017 в 00:05
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД