Лучший педагог года

Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей

Татьяна Щипачёва
Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей

«Считать, что прошлое безвозвратно

кануло в Лету, - это значит лишить себя

нравственной опоры в истории.

Нравственное воспитание народа

должно идти в атмосфере неисчезающей

памяти».

(Академик Д. С. Лихачёв).

Картина мироздания строится в детстве благодаря способности ребёнка самостоятельно чувственно воспринимать, познавать и принимать многообразие внешнего мира. Способность ребёнка оценивать его, разумно жить, творчески преобразовывать, бережно сохранять и гуманно взаимодействовать с ним рождается благодаря педагогическим усилиям взрослых людей. Духовный патриотизм прививается ребёнку с раннего детства, но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Гражданско-патриотическое воспитание как процесс содействия формированию у детей мировоззрения основывается на базовых ценностях традиционной и общенациональной культуры.

Публикация «Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей» размещена в разделах

Сегодня о проблеме гражданско-патриотического воспитания заговорили как о проблеме общенациональной. Основной целью которого, является ориентация подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формирование у детей бережного отношения к Родине, её культурно-историческому прошлому. Но это невозможно без создания системы формирования интереса к истории своей страны. Важнейшей задачей воспитания детей является формирование духовности, нравственности, гражданской ответственности, патриотизма.

Проблема гражданско-патриотического воспитания молодёжи находиться в центре внимания общества, воспитание гражданственности, патриотизма и духовности – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее.

Всматриваясь в прошлое нашей Родины, ясно понимаешь, что её история, есть история борьбы нашего народа за свободу и независимость. В этой борьбе важен вклад каждого гражданина страны. О героическом прошлом нашего народа и Родины следует помнить всегда и не стесняться рассказывать молодёжи. Для этого надо иметь не только время, но и место. Таким местом для нас стал школьный музей. Школьный музей призван способствовать формированию у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора, воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению обучающимися практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса силами дополнительного образования. Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности ребёнка не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нём социокультурных преобразований. Тем самым музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст духовного кода, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний отражённый в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний личностный мир человека.

Школьный музей как пространство памяти ставит своей целью не только собирать, хранить и изучать предметы музейного значения, но и влиять на подрастающее поколение, пробуждая творческие интересы, формируя гражданскую позицию и воспитывая патриотизм.

История основания музея

Создавая школьный музей, я понимала, что он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Музей – это книга памяти, ведь собранные в нём документы и экспонаты хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и народов.

Я с большим удовлетворением замечала как работа по созданию музея всё более и более увлекала и сплачивала ребят. С самого начала работа в музее оказывала на ребят глубокое эмоциональное, информационное воздействие, приобщала их к материальным, культурным, духовным ценностям родного края. Собрать материал для музея – дело не простое. Началась кропотливая работа, надо было систематизировать имеющийся материал, реставрировать экспонаты, оформлять стенды, собрать фотодокументы. Музей является действующим. Здесь всё время проходят различные тематические вечера, праздники, экскурсии. Всё это помогает мне в моей профессиональной деятельности.

Поисково-собирательская деятельность

Занимает ведущее место в работе актива музея. История родных мест дорога и близка сердцу каждого, она вокруг нас: в памятниках, обелисках, исторических местах, в окружающих людях. Благодаря этой работе в музее оформлены экспозиции: «Люби и знай свой край», «Наше село прежде и теперь», «История школы», «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны». Занимаясь поисково-собирательской деятельностью, ребята самостоятельно изучают публикации, материалы музея, встречаются с ветеранами и старожилами села. Главная задача, которую я ставлю перед собой – максимально использовать музей в учебно-воспитательном процессе. Основное направление военно-патриотической экспозиции «Мы помним ваши имена», это пропаганда боевых и трудовых традиций народа. Данная экспозиция помогает расширять знания ребят об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувство уважения к её истории. При этом используются подлинные документы. Всё это оживляет учебный процесс, наполняет его конкретным содержанием, способствует более прочному овладению знаниями.

Неоценимый вклад в победу над врагом в Великой Отечественной войне внесли жители нашего села. Большая часть экспозиции, посвящена воинам – участникам Великой Отечественной войны. Сотрудничество со спонсорами, принесло свои результаты, оказана помощь в приобретении баннера «Курская дуга», который помогает экскурсантам окунуться в те далёкие военные годы. Музей хранит воспоминания фронтовиков, имеет видеотеку, где отражены так же рассказы ветеранов о войне. Мы неоднократно навещали ветеранов, вели беседы об их боевых заслугах. Ребята с особым вниманием и трепетом относятся к таким встречам, смотришь их и души «переворачиваются» от сострадания, сочувствия и гордости за наших солдат – победителей. В нашем музее особое место отведено нашему соотечественнику-Герою Советского Союза Папелю Арнольду Оскаровичу. Рассказ о подвиге этого героя во время войны вызывает у ребят положительные эмоции.

Ребята, слушая рассказ экскурсовода, понимают, ради чего стоит рисковать своей жизнью. Именно на таких экскурсиях у школьников начинают пробиваться ростки нравственности, мужества, заполняется душевная пустота.

Не так давно состоялась встреча выпускников и трудармейцев, жертв политических репрессий. Встреча прошла в тёплой непринуждённой обстановке в форме «круглого стола». Гости поделились воспоминаниями, рассказами о тех далёких днях, а ребята задавали им вопросы.

Хочется отметить музейную экспозицию, посвящённую воинам-интернационалистам. Патриотическое воспитание, представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся. В музее проходят интересные встречи с участниками войны в Афганистане и Чечне. Ежегодно на базе музея проводятся уроки мужества, встречи с ветеранами, вахты памяти.

Недавно страна отметила 30ю годовщину взрыва на Чернобыльской АЭС. В качестве приглашённого гостя был непосредственный участник тех далёких событий Виктор Васильевич Сахнов. Ребята со вниманием выслушали рассказ ликвидатора аварии, задавали множество вопросов. Проявляли неподдельный интерес к личности самого Виктора Васильевича. Дети восторгались мужеством и героизмом наших соотечественников, ценой своих жизней спасавших советский народ от радиационной катастрофы. Такие рассказы воспитывают патриотизм в душах ребят, готовность прийти на помощь Родине, если она в этом нуждается. Как результат этой встречи - авторская работа Волковой Дарьи заняла 3 место на областном конкурсе экологических плакатов в номинации «Долг и мужество» (посвящённая памяти героям-ликвидаторам катастрофы на Чернобыльской АЭС). Умение эмоционально откликаться на происходящее вокруг - это самый трудно фиксируемый результат музейно-педагогической деятельности, но в то же время и самый значимый. Свою задачу я вижу в том, чтобы помочь детям понять величайшие духовные ценности русского народа, развить основы нравственности.

Значительное место в нашем музее уделено теме изучения родного края, являющейся необходимым компонентом образовательного процесса. Актуальность этого направления я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, ответственных за свою Малую родину стремящихся к созиданию на ней. Ребят всегда интересовала история нашего родного края. Они с увлечением занимаются изучением истории села, людей, проживающих в нашей местности. История родных мест дорога и близка сердцу каждого, она вокруг нас: в памятниках, обелисках, исторических местах, в окружающих людях. Занимаясь поисково-собирательской деятельностью, ребята самостоятельно изучают публикации, материалы музея, встречаются с ветеранами и старожилами села. Поиск продолжается и сегодня. Изучаем современное село, его людей. Использование местных краеведческих материалов воспитывает у ребят гражданские чувства – любовь к своей Родине, её природе, истории, культуры родного края. У ребят прикосновение к жизненному опыту, или подвигу своих односельчан усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее, глубокое сопереживание. В нашем музее собраны материалы о почётных людях села, об их трудовом прошлом, составлен альбом фотографий с кратким описанием жизненного пути каждого.

Накопленный опыт позволил нам совершенно под другим углом посмотреть на школьный музей. Это не хранилище экспонатов, а центр воспитания гражданско-патриотических качеств личности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документами, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего родного села. Подлинные материалы, представленные в нашем музее, помогают расширить знания современных школьников об истории нашей страны, в освещении важнейших периодов его жизни.

Публикации по теме:

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС до» .

«Создание условий необходимых для реализации задач духовно-нравственного воспитания детей к истокам народной культуры» «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». К. Д. Ушинский. Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей.

Календарное планирование духовно-нравственного воспитания православного кружка «Мир доброты» Месяц Сентябрь Наименование темы занятия 1.«Мир вокруг нас. Бог – творец. Рукотворный и нерукотворный мир. Ангел-хранитель» Программные.

Календарное планирование по духовно-нравственному воспитанию. Православный кружок «Мир доброты» для детей старших групп Месяц: Октябрь Наименование темы занятия:«Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Любовь и послушание» Программные задачи: познакомить.

Непрерывность и преемственность духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом - одно из условий непрерывного образования ребёнка. Преемственность — объективная.

Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Храм души моей» Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова.

Роль музыкального руководителя в реализации задач духовно-нравственного воспитания в ДОУ. Обобщение опыта. Слайд Актуальность В век бешеного ритма жизни наши дети воспринимают внешний мир и совсем не знают ничего о "внутреннем". Порой родителям.

Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ Курочкина Екатерина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 8" Из Концепции государственной политики в области духовно-нравственного.

Традиции духовно-нравственного воспитания в ДОУ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ Н. Н. Мирошник «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» К. Д. Ушинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей
Опубликовано: 25 июня 2017 в 18:55
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД