Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников.

Наталья Алексеевна Чернышова
Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников.

Все мы стремимся узнать нечто новое, познакомиться с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать неизвестные ранее технологии и часто забываем о том, что нам известно с раннего детства - о сказках.

Детство - это в прямом и переносном смысле сказочный период в жизни человека. Наши предки многое не могли понять в окружающем их мире и придумывали собственные объяснения происходящему. В 21 веке разгаданы многие тайны природы, сбылись мечты о "коврах - самолётах", "сапогах - скороходах", "гуслях - самогудах", но сказка осталась.

Почему сказка жива? Может быть потому, что она разительно отличается от будничной действительности и позволяет сделать невозможное возможным, пусть даже и в мечтах?

Сказка - это творчество, которое не знает ограничений. И тем не менее, учёные всё чаще обращают внимание на то, что сказка уходит из детского сада и из семьи, а значит и из жизни ребёнка. Взрослым некогда читать и рассказывать сказки, а дети в лучшем случае смотрят мультики.

Казалось бы, ничего страшного не происходит, но ведь на самом деле сказка - это не просто выдумка. Она помогает маленькому человеку понимать окружающий мир и создавать собственный, испытать себя и преодолеть собственные страхи. Сказку можно придумать, нарисовать, спеть. Сказка всегда ассоциируется с такими словами, как: детство, теплота, бабушка, радость.

Нам кажется, что сказка была всегда. Но учёные до сих пор не пришли к единому мнению о том, когда и как появились сказки.

Многие педагоги и психологи доказывают положительное влияние сказок на развитие ребёнка.

Известный психоаналитик Б. Бетельхейм считал, что только сказки способны помочь ребёнку, особенно если у него есть серьёзные нарушения в поведении и общении, найти смысл жизни, обрести уверенность в себе и в своём будущем. Наиболее продуктивно используют сказку врачи. Уже существует подтверждение того, что детям с помощью воображения удавалось управлять физиологическими процессами.

Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Даже простое чтение сказок даёт удивительный эффект и помогает человеку преодолеть различные жизненные трудности.

Идея сказок, их смысл - в активной борьбе со злом, уверенность в победе добра, прославлении труда. Защите простого человека. В сказке ребёнок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определённое отношение к жизни.

Нет необходимости говорить о том, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны быть примером для подражания. Только нужно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Читая сказки детям, мы заботимся о том, чтобы при слушании, например, сказки "Репка" дети не только поняли содержание,но и испытали радость от того, что репка выросла большая - пребольшая; только все вместе: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и маленькая мышка смогли вытащить её.

С помощью сказки мы закрепляем гуманные чувства, возникающие у детей в процессе общения с природой. Например, читая сказку К. И. Чуковского "Доктор Айболит", вызываем сочувствие печальному мотыльку, который говорит:

"Я на свечке себе крылышко обжёг.

Помоги мне, помоги мне, Айболит:

Моё раненое крылышко болит".

А затем вместе с детьми радуемся тому, что доктор Айболит пришил мотыльку новое крылышко.

Беседы по сказкам, раскрывающим моральные поступки, отличаются известной сложностью и ставят нас перед необходимостью решать определённые задачи: донести до сознания детей основную идею сказки, научить его разбираться в мотивах поступков героев, справедливой оценке образа; определять своё отношение к героям, к событиям.

Используя содержание сказок для воспитания у детей добрых чувств, мы одновременно приучаем малышей быть на занятии внимательными, не мешать друг другу, не отвлекаться и не перебивать чтение или рассказ взрослого. Достигается это путём эмоциональной оценки, которую воспитатель использует в конце занятия: "Вот и сказочке конец. А кто слушал - молодец!".

Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно, чтобы ребёнок регулярно прикасался к этим нормам.

Меняется мир, меняются поколения. Но и в новом мире, и в новой России всё также популярны сказки великих писателей. Наверное, потому, что они повествуют о вечных, незыблемых ценностях.

Публикации по теме:

Мои выпускникиМои выпускники Здравствуйте, уважаемые пользователи сайта «Мааам. ру». Очень много хорошего я слышала от своих коллег об этом сайте! И тоже решила познакомиться.

С праздником!С праздником! ЗАБЫВАЕМ МЫ ПРО НАШИХ МАМЗабываем все-таки про мам. А они скучают вечерами,Изредка названивая намИ всегда интересуясь нами. Времени.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников.
Опубликовано: 18 июня 2013 в 16:38
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Конспект НОД по аппликации (обрывная аппликация) «Осенние деревья». В рамках проекта...
Цели и задачи: Продолжать учить составлять композицию по тексту используя технику обрывной аппликации. Закреплять умение подбирать цвета в зависимости от...