Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников.

Наталья Алексеевна Чернышова
Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников.

Все мы стремимся узнать нечто новое, познакомиться с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать неизвестные ранее технологии и часто забываем о том, что нам известно с раннего детства - о сказках.

Детство - это в прямом и переносном смысле сказочный период в жизни человека. Наши предки многое не могли понять в окружающем их мире и придумывали собственные объяснения происходящему. В 21 веке разгаданы многие тайны природы, сбылись мечты о "коврах - самолётах", "сапогах - скороходах", "гуслях - самогудах", но сказка осталась.

Почему сказка жива? Может быть потому, что она разительно отличается от будничной действительности и позволяет сделать невозможное возможным, пусть даже и в мечтах?

Сказка - это творчество, которое не знает ограничений. И тем не менее, учёные всё чаще обращают внимание на то, что сказка уходит из детского сада и из семьи, а значит и из жизни ребёнка. Взрослым некогда читать и рассказывать сказки, а дети в лучшем случае смотрят мультики.

Казалось бы, ничего страшного не происходит, но ведь на самом деле сказка - это не просто выдумка. Она помогает маленькому человеку понимать окружающий мир и создавать собственный, испытать себя и преодолеть собственные страхи. Сказку можно придумать, нарисовать, спеть. Сказка всегда ассоциируется с такими словами, как: детство, теплота, бабушка, радость.

Нам кажется, что сказка была всегда. Но учёные до сих пор не пришли к единому мнению о том, когда и как появились сказки.

Многие педагоги и психологи доказывают положительное влияние сказок на развитие ребёнка.

Известный психоаналитик Б. Бетельхейм считал, что только сказки способны помочь ребёнку, особенно если у него есть серьёзные нарушения в поведении и общении, найти смысл жизни, обрести уверенность в себе и в своём будущем. Наиболее продуктивно используют сказку врачи. Уже существует подтверждение того, что детям с помощью воображения удавалось управлять физиологическими процессами.

Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Даже простое чтение сказок даёт удивительный эффект и помогает человеку преодолеть различные жизненные трудности.

Идея сказок, их смысл - в активной борьбе со злом, уверенность в победе добра, прославлении труда. Защите простого человека. В сказке ребёнок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определённое отношение к жизни.

Нет необходимости говорить о том, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны быть примером для подражания. Только нужно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

Читая сказки детям, мы заботимся о том, чтобы при слушании, например, сказки "Репка" дети не только поняли содержание,но и испытали радость от того, что репка выросла большая - пребольшая; только все вместе: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и маленькая мышка смогли вытащить её.

С помощью сказки мы закрепляем гуманные чувства, возникающие у детей в процессе общения с природой. Например, читая сказку К. И. Чуковского "Доктор Айболит", вызываем сочувствие печальному мотыльку, который говорит:

"Я на свечке себе крылышко обжёг.

Помоги мне, помоги мне, Айболит:

Моё раненое крылышко болит".

А затем вместе с детьми радуемся тому, что доктор Айболит пришил мотыльку новое крылышко.

Беседы по сказкам, раскрывающим моральные поступки, отличаются известной сложностью и ставят нас перед необходимостью решать определённые задачи: донести до сознания детей основную идею сказки, научить его разбираться в мотивах поступков героев, справедливой оценке образа; определять своё отношение к героям, к событиям.

Используя содержание сказок для воспитания у детей добрых чувств, мы одновременно приучаем малышей быть на занятии внимательными, не мешать друг другу, не отвлекаться и не перебивать чтение или рассказ взрослого. Достигается это путём эмоциональной оценки, которую воспитатель использует в конце занятия: "Вот и сказочке конец. А кто слушал - молодец!".

Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно, чтобы ребёнок регулярно прикасался к этим нормам.

Меняется мир, меняются поколения. Но и в новом мире, и в новой России всё также популярны сказки великих писателей. Наверное, потому, что они повествуют о вечных, незыблемых ценностях.

Публикации по теме:

Мои выпускникиМои выпускники Здравствуйте, уважаемые пользователи сайта «Мааам. ру». Очень много хорошего я слышала от своих коллег об этом сайте! И тоже решила познакомиться.

С праздником!С праздником! ЗАБЫВАЕМ МЫ ПРО НАШИХ МАМЗабываем все-таки про мам. А они скучают вечерами,Изредка названивая намИ всегда интересуясь нами. Времени.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников.
Опубликовано: 18 июня 2013 в 16:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...