Роль традиций народной педагогики в воспитании

Гульфира Хакимова
Роль традиций народной педагогики в воспитании

Муниципально бюджетное Детское Образовательное Учреждение, город Мамадыш, д/с №10 «Миляшкай». Воспитатель Хакимова Г. М.

Роль традиций народной педагогики в воспитании.

В современном мире интерес к этнокультуре разных народов растет. Из всех традиций, влияющих на формирование человека, особую роль ученые отводят воспитательным традициям народной педагогики. В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта:

- содержательный;

- прикладной, т. е. воспитательную идею и воспитательное значение. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализирующей творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Опыт народа, мудрость поколений – вот без чего нельзя воспитать полноценную личность. В большинстве наших национальных школ изучаются лучшие традиции народной педагогики, возрождаются незаслуженно забытые обычаи, обряды и ритуалы. Воспитание любви к народным традициям в школе начинается с младших классов. А как замечательно воспринимают все это дети, как интересуются жизнью наших предков. Вместе с ними и мы, взрослые, узнаем много нового и ценного. Например, о том, как проводился обряд наречения именем, это происходило через несколько дней после рождения ребенка. Родители приглашали и с почетом встречали муллу. Почтенных старцев, родственников, соседей. Женщины всегда приходили с подарками для новорожденного. Сама церемония заключалась в том, что младенца на подушке подносили к мулле, и тот, читая выдержки из Корана, несколько раз громко произносил имя новорожденного. Завершалась церемония угощением гостей.

В обрядах и праздниках, в народной педагогике следует искать те фундаментальные устои, благодаря которым народ жив и полон энергии для развития.

Вера также объединяет народ. В том случае нельзя не сказать и об исламе. В жизни наших предков ислам играл важную роль. Именно для преподавания ислама открывались школы-медресе, где также обучались мировым наукам. Как известно, ислам воспитывает в людях справедливость, доброжелательность, любовь к ближнему, нравственность, призывает к труду, терпимости и многие другие хорошие черты. Идеалы веры являлись и являются основой жизни нашего народа. В конце XIX- в начале XX века в татарской литературе на первый план вышли педагогические проблемы, для решения которых приводили в пример Коран, каноны шариата и строчки из других священных писаний. Т. е. татарская народная педагогика в это время была взаимосвязана с мусульманством.

УНТ переходящее из поколения к поколению также играло важную роль в воспитании детей. Золотым фондом народного творчества являются сказки, которые помогают в выработке таких человеческих качеств, как милосердие и совестливость. Этой традиции педагоги верны и сегодня. Так на факультативах во многих школах ребята обращаются к народным легендам и сказкам. Вот одна из них.

«Идет Совесть по земле. Если посетит человека ночью, тот теряет сон, вспоминая и вновь переживая совершенное им зло. Некоторые из богатых людей под влиянием Совести признавались и раскаивались в своем корыстолюбии и бездушии. Но большинство богачей стали думать-гадать, как бы избавиться от Совести. И обратились за помощью к самому хитрому в стране человеку. Тот сказал: «Есть выход. Можно сделать так, что Совесть не будет иметь право приходить к вам». И посоветовал: надо сочинить законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего нельзя. Знатоками законов будут чиновники, а простые люди будут приходить к ним и спрашивать: можно или нельзя? И тогда все освободятся от Совести, потому что на ее упреки станут отвечать: «Совершили то, сделали это, потому что так на свитках написано». И все тогда будут спокойно спать».

Так и сделали. Закон для богатых гласил: «Имущество свято, неразделимо и принадлежит только его обладателю, равно как его потомству». А для Совести издали отдельный закон: «Кто явится ночью тайком в чужой дом, того считать вором и сажать в тюрьму». В первую же ночь, когда Совесть пришла к высокому чиновнику с упреком, тотвызвал стражу и заточил ее в узилище. С тех пор Совесть ни к кому из богачей не является и никого не беспокоит…»

Эта сказка очень актуальна и сегодня. Как вызволить Совесть из тюрьмы, вернуть е в нашу жизнь?

Представление о совести сложилось в народе как об универсальном способе оценки собственных поступков, действий. Совесть – важнейшее качество человека, главное побуждение к добрым поступкам. Это понятие многогранно и включает не только порядочность, честность, но и такие нравственные качества, как гуманность, этическая развитость. Бессовестный поступок осуждался, осуждается всеми людьми и человек, совершивший безнравственный поступок, если в нем есть что-то человеческое, подвергается собственной суровой оценке – мукам совести.

История народа, героическое прошлое отражено в песнях, пословицах и других жанрах УНТ, которые воспитывают любовь к родине и пробуждают у детей желание знать историю своего народа.

Знакомство УНТ приобщает детей к житейской мудрости. Школьники сами пробуют сочинять сказки, загадки, потешки.

Фундамент народной системы воспитания – труд. Когда педагоги рассказывают о народных промыслах, у детей появляется желание попробовать сделать что-либо своими руками. И многие учителя идут им навстречу. Детей обучают вышиванию, бисероплетению, вязанию, изготовлению женских украшений, шитью национальных головных уборов – калфака и тюбетейки. Ведь если посмотреть, сколько живого чутья к рисункам, краскам, линиям в праздничных нарядах наших дедушек и бабушек. Поразительно тонким был художественный вкус у народа. Дети с радостью учатся рукоделию, с удовольствием разучивают старинные песни, участвуют в инсценировках, сюжетно-ролевых играх, которые являются обязательной принадлежностью каждого праздника. Говоря об играх нужно отметить то, что однажды литовский врач, психолог, педагог К. В. Динейка сказал: «Народные игры родной страны должны жить и развиваться. К ним следует относиться, как к сокровищам педагогики родного народа. Ведь в конечном счете народная цивилизация сохраняется именно в системе народных воспитательных средств, призванных укреплять и углублять преемственность поколений.»

Такие качества, как гостеприимство, уважение к старшим, любовь к другим и родной земле, взаимопомощь, доброжелательное отношение к другим народам, трудолюбие татары считали определяющим в характере своего народа, своего рода нравственно-моральными устоями. Это отразилось в песнях и пословицах: «опирайся не на силу руки, а на доброе сердце», «Если будешь уважать старших, то будут и уважать и тебя».

Народной педагогике известно поражающее воображение многообразие и богатство методов, форм, приемов воспитания. Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать только методы, которые свойственны всем народам: показ, приучение, упражнение, благопожелание, моленье, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение и так далее.

Мечта о том, что дети будут образованными, культурными, всегда жила в народе. Всегда существовало твердое убеждение: воспитывать детей ответственно и почетно. Родителей, которые заботились о воспитании своего ребенка, в преклонном возрасте ждут почет и уважение со стороны детей и общества. «Дитя пусть воспитывает тот, кто родил,» - гласит народная мудрость.

Роль семейного воспитания не может быть переоценена. Лб этом говорит и народное изречение: «Если уж молоко матери не пошло ему в прок, то коровье – и подавно».

Действительно, сейчас и во времена наших предков было и есть незыблемое правило: родители полностью отвечают за то, как воспитываются дети, кем они становятся в жизни. Народный воспитательный опыт исходит из того, что старшие должны быть примером и образцом для детей, только тогда они смогут стать хорошими людьми. Для детей родительский авторитет непререкаем. Пример родителей - самый мощный ориентир в поведении детей. Дети воспринимают и положительные и отрицательные черты отца и матери: «Куда переднее колесо, туда и заднее», «Родители трудолюбивы, и дети не ленивы».

Народная педагогика создавалась десятками поколений наших предков. В ней как в зеркале, отразились мировоззрение народа, его идеи, мечты, надежды, его взгляд на воспитание и его закономерности.

Еще Сухомлинский В. А. писал: «О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по видимому, это принесло много бед педагогике. Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа…. Уверен, что сохранение, развитие, углубление народной педагогики – наша большая задача».

Изучение народной педагогики имеет принципиально важное значение для нынешних учителей и воспитателей, поможет им выбрать очередной ориентир, не растерять идеалы. Вдумчивое, постоянное использование прогрессивных традиций народной педагогики сделает процесс воспитания богаче, эффективнее, поможет педагогам строить работу на основе учета внутренних закономерностей развития ребенка, внимания к его внутреннему миру, индивидуальности. Народ - великий воспитатель, и кладовая его мудрости никогда не будет исчерпана.

Помимо нашей воли мысль наша все чаще и чаще будет возвращаться к народным истокам педагогической мудрости. Да разве размеры, глубина масштабы человеческого в нас самих не измеряется тем, сколько в нас разумного, доброго, вечного от народа?

Публикации по теме:

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проблема формирования интереса к этнокультуре в дошкольном детстве Проблема воспитания интереса к этнокультуре средствами народной педагогики является актуальной. Особую актуальность приобретает проблема.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Роль традиций народной педагогики в воспитании
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 13:29
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....
Внучке 1 год! (О личном и о творчестве)
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Кто следит за моими публикациями, возможно помнит как я обещала, что скоро мы будем творить, уже напару с...
Перспективное планирование в первой младшей группе (сентябрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( сентябрь)...