Получи документы

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста.

Светлана Бабиева
Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста.

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с устным народным творчеством. Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение новых поколений к устному народному творчеству, к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Устное народное творчество и традиции народа особенно значимы в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В. И. Даль, И. С. Сахаров, М. Забылин, А. Н. Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А. В. Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков. Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству. К устному народному творчеству ребёнок приобщается ещё в младенческом возрасте,воспринимая через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки). Устное народное творчество закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. В это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания с взрослыми «Сороки-вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире. В младшем дошкольном возрасте устное народное творчество по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов, осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища, его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель, домашней утвари, посуде (горшок, самовар, игрушках (матрёшка, лошадка, свистулька, кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной). В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники, отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам. Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта. В младшем дошкольном возрасте полезно уже знакомить детей с правилами вежливости и начать формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям целесообразно воспитывать в играх с куклами и другими игрушками. В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов формирования толерантности. Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей среднего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу и др. У детей появляется интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне (например, «Путешествие в прошлое посуды, кресла, вилки, игрушки», которые наглядно показывают, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более полезным, удобным, красивым и т. п. В этом возрасте продолжается работа по приобщению детей к праздничной культуре русского народа : воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях; формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране; воспитывается любовь к близким людям, Родине. Стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, предметов народного декоративного творчества). Важной задачей остается воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов. Человек постигает устное народное творчество на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с устным народным творчеством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания. Краеведческий, региональный подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать образовательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. В практике работы с детьми дошкольного возраста в настоящее время используются разнообразные программы и методики приобщения детей к традиционной народной культуре русского народа. По утверждению К. Д. Ушинского, опыт культуры старшего поколения передается через произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, игры и игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания. Средствами народной культуры являются фольклор, народные игры, праздники, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей нравственность, трудолюбие, уважение к человеку. Поэтому задача дошкольной подготовки должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей. При этом доступность в данном случае не следует понимать как упрощенность или сокращенность содержания, а всего лишь как форму усвоения. Преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы образования. Педагогические условия – это те обстоятельства, от которых зависит воспитание, образование и развитие ребёнка; та обстановка, в которой происходит воспитание, образование и развитие индивида; та среда, которая непосредственно влияет на процессы развития, обучения и воспитания. Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нам помогает устное народное творчество. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки,сказки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. Устное народное творчество стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию, обогащает личность и жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Даёт возможность детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.

Публикация «Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в развитии речи детей Актуальность Интерес современной науки к проблемам устного народного творчества, его природе, способам обогащения очень велик. Существует.

Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Опыт работы педагога по теме «Роль устного народного творчества в развитии речи ребёнка» "Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольников" Опыт работы. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» В начале каждого учебного года мы задумываемся над темой самообразования. В 2015-2016 учебном году я выбрала тему для своего самообразования.

Педагогический проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Продолжительность проекта:.

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта. • По доминирующей в проекте.

Развитие речи детей средствами устного народного творчества Речь - это один из важных источников познания окружающего мира, необходимый компонент общения. Для ребенка хорошая речь – залог успешного.

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников. Роль устного народного творчества в развитии речевой активности у дошкольников. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются.

Роль устного народного творчества в воспитании детейРоль устного народного творчества в воспитании детей Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью. В народном творчестве существуют.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста Актуальность выбранной темы Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 30 октября 2016 в 14:29
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД