Роль воспитателя в развитии индивидуальных познавательно-речевых задатков у детей

Любовь Душебаева
Роль воспитателя в развитии индивидуальных познавательно-речевых задатков у детей

Свое выступление хотелось бы начать с того, чтобы повторить смысл слова задатки. Задатки – это природные предпосылки способностей, врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Как утверждают ученые, задатки неспецифичны, многозначны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, а индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

У человека есть два класса задатков: врождённые и приобретённые. Первые иногда называют «природными», а вторые - «социальными» или «культурными».

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Первичный этап в развитии любой такой способности относится к дошкольному детству. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Так же в этот период формируются нужные функциональные органы. А именно происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создаёт благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

Доказана необходимость прямого управления развитием способности ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. K старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность связывать между собой, систематизировать имеющиеся у них знания, что свидетельствует об овладении средствами познания. Такими средствами являются в области восприятия - сенсорные эталоны, в области мышления - наглядные модели и значения, выраженные в знаковой форме. Вся детская деятельность строится на использовании игровых приемов, игровой мотивации. Что помогает сохранять интерес детей к деятельности.

Через игру происходит развитие познавательного интереса. Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя образовательными моментами:

1. положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2. наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что называется радостью познания;

3. наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься, независимо от других мотивов.

Исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. А качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. Это мне хотелось бы отметить особо. Именно о развитии таких качеств говорят авторы, которые работают над проблемами детей дошкольного возраста. И остро стоит этот вопрос перед всеми педагогами, работающими в дошкольных учреждениях.

Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный за-пас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, любознательность, и отличная память. Если мы, педагоги, этого не заметим, упустят родители – дети станут самыми заурядными членами нашего общества. Хотя небольшая поддержка детского таланта, подсказка родителям помогла бы нам обрести может выдающегося ученого в будущем.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами:

• опережающим развитием познания,

• психологическим развитием и

• физическими данными.

Исследования наших современников доказали наличие у детей так называемых зон ожидания в коре головного мозга. Если эти зоны не загружались вовремя информацией, то начинается необратимый процесс.

Учёные также доказали, что при правильной медицинской и педагогической коррекционной работе слабый ум можно развить до среднего, средний до высокого, а высокому помочь подтянуться до талантливого, можно просто выбрать время и методы по развитию скрытых способностей.

Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Для этого необходима своевременная поддержка проявляющихся у ребенка способностей.

Итак, первое условие успешного развития творческих способностей - ранее начало, на-пример, никто не задумывается, когда учат ребёнка разговаривать. С ним просто разговаривают со дня его рождения, тем самым обеспечивают опережающее развитие речи.

Второе, чрезвычайно важное условие - условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Это условие осуществляется, тогда, когда ребёнок уже ползает, но ещё не говорит. В это время малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие для него новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения.

Первые два условия ребенку должны предоставлять родители. А вот третье и четвертое условия касаются и нас с вами.

Третье, важное условие: ребёнку нужно предоставить большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел.

Четвертое условие предполагает ненавязчивую, умную помощь взрослых.

Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать; думать за него, когда он сам может додуматься. К этой форме организации совместной деятельности мы перешли в последнее время. Это организации обучения детей через проблемные игровые ситуации, где ребенок выступает как активный добытчик знаний. К сожалению, подсказка - распространённая форма, помощи детям, но она только вредят. Я стараюсь отказаться от прямых под-сказок к детям, придумываю серии вопросов, с помощью которых веду их к цели.

Многоплановость в разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании деятельности.

Если деятельность ребёнка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связанна с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.

Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятием ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя зону потенциального развития. Об этом говорил Выготский Лев Семенович. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следователь-но, также не приводит к формированию новых умений и навыков. Это положение я учитываю при продумывании задач при организации любого вида деятельности детей

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо учение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Здесь мне помогает игровая мотивация, которая способствует поддержанию напряжения в ходе всего процесса деятельности, организованной с детьми.

Становление и развитие способностей - это результат обучения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие.

Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создаётся таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором неудача-ми (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причём их количество в целом является большим, чем число неудач.

Ha протяжении дошкольного детства ребенок овладевает все новыми и новыми умственными действиями, которые позволяют ему решать все бoлee cлoжныe и paзнooбpaзныe зaдaчи. Для paзвития мышлeния нaибoлee блaгoпpиятным - дoшкoльный вoзpacт. Этoмy paзвитию cпocoбcтвyют в мaкcимaльнoй cтeпeни дeтcкиe виды дeятeльнocти - игpa, pиcoвaниe, лeпкa, кoнcтpyиpoвaниe и дpyгиe.

Развивающий эффект обучения зависит oт того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения пpимeняютcя. Умственное развитие дошкольников осуществляется в игре, учении, труде. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развитие умственных способностей.

Вся моя работа по развитию способностей детей моей группы видна в викторинах и конкурсах, проводимых не только в детском саду, но и на уровне района и республики, где мои воспитанники занимали призовые места.

Прикреплённые файлы:

rol-vospitatelja_mig32.pptx | 11549,77 Кб | Скачан: 114
 
Публикации по теме:

Презентация «Особенности развития детей 4–5 лет. Возрастные особенности психического и физического развития детей» Эту презентацию я подготовила на родительское собрание в начале года в средней группе. так так тему возрастных особенностей детей освещать.

Развитие общих способностей у детей 3–5 лет. Часть 1. Теоретические основы развития способностей Часть 2. Классификация способностей Сущность понятия «способности». Классификация способностей Способности и задатки выделяются в качестве.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Роль воспитателя в развитии индивидуальных познавательно-речевых задатков у детей
Опубликовано: 15 декабря 2013 в 11:50
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...