Лучший педагог года

Роль восприятия в полихудожественном образовании ребенка

Марина Николаевна Дьяченко
Роль восприятия в полихудожественном образовании ребенка

На систему образования ложится важнейшая задача - воспитание человека, познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых технологий.

Современный тип мышления характеризуется наличием большого поля разнородной информации, многовариативностью и активностью восприятия и действия. Форма его проявления основана на мобильном и скоростном переводе информации из одной модальности в другую. Подтверждением сказанному являются исследования видного советского психолога Б. Г. Ананьева и его последователей. Анализируя работу мозга, особенности восприятия разных видов деятельности, в том числе и связанных с искусством, ученые указывали, что человек сам '‘воспитывает" мозг, и характеризовали восприятие как эффект высокого совпадения моментов созревания функций и педагогического воздействия на их формирование. С помощью современного оборудования удалось зафиксировать "эмоции" и "голоса" мозга. Оказалось, что в нем нет отдельных участков, отвечающих за те или иные виды деятельности. В мозге действуют некие системы и конструкции, звенья которых находятся как в коре, так и в подкорке. Они постоянно меняются: к уже жестким (привычным) подключаются новые - гибкие, необходимые для нетипичных действий, появляющиеся впервые.

Публикация «Роль восприятия в полихудожественном образовании ребенка» размещена в разделах

Следовательно, количество систем с ростом информации, получаемой мозгом, постоянно увеличивается. Важную роль в этом процессе играет эмоционально-чувственная сфера и творческая активность личности, развитие которых напрямую зависит от занятий искусством. Из этого следуют и новые задачи современного образования :

• создание условий для естественного и радостного существования детей в окружающем пространстве, "снятие внутренних зажимов, чувства страха, неуверенности;

воспитание эмоционально-чувственной сферы личности дошкольника.

Сегодня мы рассмотрим один из психических процессов, который отвечает за эту сферу. А именно процесс восприятия, который активно формируется при полихудожественном подходе в образовании.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности.

Восприятие младшего дошкольника (3-4 года)носит предметный характер.

В среднем дошкольном возрасте (4 -5 лет) ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов:

цвет, форма, величина, вкус, запах, звук и т. д

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребенок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована и не направлена, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода у ребенка могут быть пробелы в представлениях о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Психологические особенности восприятия.

Восприятие ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

Восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ;

Восприятие объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации;

Восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.

Как это происходит?

Любая информация поступает к нам через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, поверхность тела. Каждый орган получает свой вид информации. А в реальном мире каждый предмет может обладать разными видами информации, т. е. разными свойствами. Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми его свойствами. Даже когда предмет убирают от нас, мы по одному только запаху можем представить его вновь.

Когда представления неточные, неполные, человек может путать предметы, не узнавать их, не может правильно ими пользоваться.

Как это сделать?

Главным условием является обучение ребенка действиям с этими предметами. И не любые действия, а такие, которые помогают ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности. Эти действия называются перцептивными или воспринимающими.

На первых этапах развития восприятия :

- В раннем возрасте - перцептивные действия примитивны, хватание, бросание, манипулирование.

- В среднем возрасте - ребенок разглядывает предметы, ощупывает их руками.

- У старшего дошкольника — восприятие предметов и явлений опирается на систему перцептивных действий и систему эталонов, с которыми ребенок сравнивает предметы.

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ.

Цель: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме. Это наложение, прикладывание, переворачивание и т. д.

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА.

Цель: научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения. После освоения практических действий у ребенка формируются эталоны - образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. На основе практических действий по различению цвета — ребенок учится различать цвет в «уме», т. е. мысленно.

ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ.

Цель: Научить ребенка воспринимать предметы по величине, длине, ширине, толщине, высоте.

Восприятие различных параметров величины осуществляется с помощью: наложения, прикладывания, ощупывания, измерения, группировке.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА.

Цель: научить ребенка таким характеристикам, как далеко, близко, здесь, там, глубоко, мелко, вокруг, слева, справа и т. д.

Представление об этих параметрах формируется через движение тела, повороты головы, движение глаз. Такой опыт накапливается в течении жизни.

ВОСПРИЯТИЕ ОСОБЫХ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ

(ТЕМПЕРАТУРЫ, КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТИ,

ВКУСА, ЗАПАХА,ЗВУКОВ).

Цель: научить ребенка воспринимать свойства предметов с помощью других органов чувств, кроме зрения. Таких, как осязание, вкусовые, обонятельные и слуховые.

Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств дает более полное и правильное представление о предмете, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам.

Это все обогащает представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями. Здесь могут раскрываться индивидуальные способности ребенка.

ВОСПРИЯТИЕ СЛОЖНЫХ ЯВЛЕНИИ (ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИЛЛЮСТРАЦИИ, ПРИРОДА,СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, СЛОЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, МУЗЫКА)

Восприятие каждого из этих явлений требует целой программы действий, направленной на обследование, сопоставление с эталонами, словесного описания, переживания чувств, сложной мыслительной и творческой деятельности. Такое сложное комплексное восприятие предполагает параллельное развитие речи, мышления, чувств ребенка. Что способствует формированию современного типа мышления. И важную роль в этом играет не какое – либо одно искусство, а активное взаимодействие разных видов художественно-творческой деятельности, то есть полихудожественное образование и воспитание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педсовет «Компьютер и детство». Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ ЦЕЛЬ:Повышение ИКТ-компетентности педагогов, через активное использование информационно-коммуникативных технологий и цифровых образовательных.

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль восприятия в полихудожественном образовании ребенка
Опубликовано: 17 февраля 2015 в 14:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД