Получи документы

Роль вожатых в создании благоприятного психологического климата в начальных классах

Екатерина Романова
Роль вожатых в создании благоприятного психологического климата в начальных классах

Е. Г. Романова

Россия, п. Скалистый

Роль вожатых в создании благоприятного психологического климата в начальных классах

Начало обучения в школе – один из самых сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Поэтому дети младшего школьного возраста находятся в особой ситуации риска: каждый ребенок в зависимости от особенностей эмоционально-волевой сферы, переживает изменения по-своему. Кому-то достаточно нескольких месяцев, чтобы адаптироваться к школе, кто-то при общей комфортности обучения испытывает отдельные ситуативные страхи, у некоторых детей школьный страх может приобрести патологическую форму. Такие дети находятся в особой зоне риска т. к. зачастую они автоматически попадают в разряд непринятых и не найдя необходимого общения в реальном коллективе сверстников ищут общения в виртуальном мире, становясь легкой добычей социально-опасных групп, в том числе и авитальных.

Публикация «Роль вожатых в создании благоприятного психологического климата в начальных классах» размещена в разделах

Одним из главных условий помогающих ребенку преодолеть так называемые школьные страхи, найти свое место в коллективе сверстников, быстрее и легче адаптироваться к школьной жизни является создание благоприятного психологического климата.

В сельской школе работа над формированием благоприятного климата в классе, созданием дружного детского коллектива является особо целесообразной т. к состав учащихся практически не меняется с 1 по 11 класс. Поэтому чем раньше начинается работа в этом направлении, тем больше достигается эффективность.

Ведущая роль в создании благоприятного психологического климата в классе отводится педагогу. Но если учесть загруженность учителя начальных классов, которому приходится одновременно выполнять функции и учителя-предметника и классного руководителя, то становится ясно, что учителю начальных классов необходима поддержка. Она особенно важна в условиях внедрения ФГОС т. к. учитель испытывает дополнительные эмоциональные переживания (страх несоответствия современным требованиям)

В создавшейся ситуации становится актуальным оказание помощи учителям начальных классов. И здесь главная роль помощника отводится вожатому.

В нашей школе деятельности вожатых уделялось особое внимание т. к. она являлась обязательной составляющей внутришкольной детской организации (ВДО) «Русичи». Но, тем не менее, работа вожатых была бессистемной, формальной. С созданием «Школы вожатых» для учащихся 6-11 классов, желающих стать вожатыми в начальных классах, была составлена программа «Школы вожатых», более конкретно определены направления и формы работы вожатых. Одним из ведущих направлений работы стало «Создание благоприятного климата в коллективах младших школьников».

В 2016- 2017 году на базе МКОУ «Скалистская СОШ» было проведено исследование «Роль вожатых в создании благоприятного психологического климата в начальных классах»

Цель исследования: изучение роли вожатых по формированию благоприятного психологического климата в младших классах и проверка эффективности комплекса занятий по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

Объектом исследования выступает процесс создания благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

Предметом исследования особенности психологического климата в коллективе младших школьников.

Гипотеза исследования: деятельность вожатых может способствовать созданию благоприятного психологического климата в младших классах.

Для осуществления поставленной цели решаются следующие задачи:

1. изучить литературу по теме исследования;

2. изучить психологические особенности младшего школьника

3. рассмотреть проблему создания благоприятного психологического климата в деятельности вожатого;

4. выявить особенности психологического климата в коллективе младших школьников;

5. разработать комплекс занятий для вожатых по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников и внедрить его в работу вожатых в начальной школе;

Методы исследования: теоретические (подбор и анализ литературы по исследуемой теме); диагностические (тестирование); аналитические (анализ результатов тестирования)

Новизна работы заключается в том, что в настоящее время недостаточно уделялось внимание роли вожатых в учебно-воспитательном процессе школы. В силу своих возрастных особенностей вожатые пользуются особым доверием и являются признанными лидерами в коллективе младших школьников. Поэтому в условиях внедрения ФГОС следует уделять особое внимание организации деятельности вожатых как основных помощников учителей начальной школы.

Практическая значимость исследования в возможности развития системности в работе вожатых и внедрения в практику начальной школы разработанного и апробированного комплекса занятий для создания благоприятного психологического климата в коллективе учащихся начальных классов

Для подтверждения гипотезы о том, что деятельность вожатых может способствовать созданию благоприятного психологического климата в младших классах, были проведены исследования в классных коллективах 1 и 2 класса МКОУ «Скалистская СОШ» В 1 классе всего 19 учащихся, в исследовании принимало участие - 19 человек, из них 12 мальчиков и 7 девочек. И 2 классе 17 детей из них 9 девочек и 8 мальчиков. В исследовании принимали участие педагоги начальных классов.

Этапы исследования:

1этап /диагностический/ (проведение начальной диагностики)- декабрь 2016г

2. этап /экспериментальный/ (проведение с учащимися 1-2 класса комплекса занятий для создания благоприятного психологического климата в коллективе учащихся начальных классов)-январь

3 этап / итоговой диагностики/ -февраль

Были определены критерии наличия благоприятного психологического климата :

• статус ребенка в коллективе

• мотивация к школе

• наличие школьных страхов

• самооценка

эмоционально-психологический климат

В ходе исследования были использованы следующие методи следующие диагностические методики:

1. диагностики изучения классного коллектива (Социометрия. «Два домика».; «Пьедестал» и др)

2. диагностики изучения школьной мотивации (Методика «Незаконченное предложение» диагностические методики «Краски», «Солнце, дождик, тучка» и др)

3. диагностики изучения личности учащихся (проектная методика «Дерево», «Лестница самооценки»

4. диагностики изучения психологического климата в классе (диагностика «Определение психологического климата» по А. Н. Лутошкину, Методика «Изучение ЭПК»)

Был подобран и проведен с учащимися 1 и 2 классов МКОУ «Скалистская СОШ» комплекс занятий по созданию благоприятного психологического климата в виде групповых занятий направленных на оптимизацию уровня коммуникативных способностей, эмпатии, самооценки, страхов. Комплекс занятий был оформлен в виде буклета, который предложен вожатым нашей школы, для того,чтобы они могли использовать его в своей работе.

Анализ итоговой диагностики показал высокую эффективность подобранной нами системы занятий.

В результате диагностики выявлено:

Социометрия

Сравнивая показатели начальной и итоговой диагностики мы видим следующие данные

Количество лидеров и в первом и во втором класе почти не изменилось, но существенно уменьшилось количество неприняты и одиночек: если на до проведения занятий в 1 классе было 6 одиночек,то на заключительном этапе всего 3. На 3 стало меньше одиночек и во 2 классе. Особенно радует тот факт,что значительно уменьшилось и количество непринятых в классе в 1 классе на 3 человека,а во втором на 2.

классы Кол-во в классе лидеры Рядовые члены коллектива одиночки непринятые

Н. Д.

1 класс 19 1(5%) 8 (42%) 6(31%) 4 (21%)

И. Д.

1 класс 19 2(10%) 12 (63%) 3(16%) 1(5%)

Н. Д.

2 класс 17 3(17%) 7(41%) 4(23%) 3(17%)

И. Д.

2 класс 17 3(17%) 12 (70%) 1(6%) 1(6%)

Мотивация к школе

Незначительно, но лучшилась мотивация к школе и в 1 и во втором классе

классы Кол-во в классе Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Н. Д. 1 класс 19 5(26% 6(31%) 8(42%)

И. Д. 1 класс 19 3(16%) 7(37%) 9(47%)

Н. Д. 2 класс 17 4(23%) 8(47%) 5( 29%)

И. Д. 2 класс 17 3(17%) 8(47%) 6(35%)

Наличие страхов

Изменились в значительную сторону показатели по наличию страхов у детей. Особенно в категории «Школьные страхи». Если на начальном этапе школьные страхи присутствовали у 11 (57%)учащихся 1 класса И у 9(52%) учащихся 2 класса,то на итоговой диагностике выявлено, что только 4 учащихся 1 класса(21%) и 4 (23%) учащихся 2 класса. Таким образом, показатель школьных страхов уменьшился в 1 классе на 36% и во втором классе на 31%.

классы Кол-во Страх животных Страх темноты Страх наказания Школьные

страхи Не испытывают страхи

Н. Д. 1класс 19 3(16%) 2(10%) 3(16%) 11( 57%) 0

И. Д. 1класс 19 3(16%) 2(10%) 2(10%) 4(21%) 8(42%)

Н. Д. 2класс 17 2(12%) 1(6%) 4(23%) 9(52%) 1(6%)

И. Д. 2класс 17 2(12%) 1(6%) 4(23%) 4(23%) 6 (35%)

Самооценка

Стали лучше и результаты самооценки на начальной диагностике заниженная сооценка выявлена у 4 учащися(21 %) 1 класса. и у 3 учащихся (18%)учащихся 2 класса. После проведения комплекса занятий самооценка повысилась у 2 учащихся 1 класса т. е на 11 %и у 2 учащися 2 класса т. е на 12% У тех детей самоценка которых была завышена, осталась практически без изменений

классы Кол-во в классе заниженная адекватная завышенная

Н. Д.

1 класс 19 4(21%) 8 (42%) 7(37%)

И. Д.

1 класс 19 2 (11%) 10(53%) 7(37%)

Н. Д.

2 класс 17 3(18%) 9 (53%) 5(39%)

И. Д. 2 класс 17 1 (12%) 12 (70%) 4(23%)

Эмоционально- психологический климат (ЭПК)

При определении ЭПК класса были задействованы не только учащиеся 1 и 2 класса, но и учителя этих классов. В результате диагности было выявлено следующее,что Уровень ЭПК в 1 классе повысился на 15% и из среднего уровня перешел в разряд высокого. А во 2 классе уровень ЭПК повысился на 10 % и из среднего стал вышесредним.

класс декабрь уровни февраль уровни

1 класс 59% средний 74% высокий

2 класс 61% средний 71% вышесреднего

Вывод:

Проведенное исследование позволяет сделать вывод: при сравнении показателей начальной и итоговой диагностики наблюдается положительный результат по всем критериям характеризующих наличие благоприятного психологического климата в начальных классах.

Заключение

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива. Под психологическим коллективом понимается качественная сторона межличностных отношений, которые могут способствовать или препятствовать развитию личности каждого ребенка.

Результаты проведенной диагностики психологического климата младших школьников показали необходимость проведения занятий со стороны вожатого по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников; оптимизации поведения в области межличностных отношений, дальнейшее изучение особенности деятельности вожатых как помощников классных руководителей начальных классов.

Проведенный опрос учителей показал, что все они считают, что деятельность вожатых способствует созданию благоприятного психологического климата в классе, что положительно влияет на создание детского коллектива, эффективное взаимодействие детей в коллективе,

В ходе исследования нашла свое подтверждение выдвинутая гипотеза: деятельность вожатых может способствовать созданию благоприятного психологического климата в младших классах.

Литература

1. Бондаренко А. К., Матусин А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение. - 1983.

2. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://referat.ru

3. Донцов. А. И. Психология коллектива : Методологические проблемы исследования: Учебное пособие. М. : Изд-во МГУ, 1984.

4. Левина В. Л. «Приручение страха» - М. : Метафора, 2006-192 с.

5. Макаренко А. С. Коллектив и личность // Макаренко А. С. Собр. соч. Кн. 5. Львов, 1963.

6. Немов Р. С. Психология. В трех кн. Кн 2. -М. : Владос, 1999. -608с.

7. Психологические тесты/ Под ред. А. А. Карелина М: Владос Т2—2000-248с.

8. Психология. Словарь /Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. –2-е изд., испр. И доп. – М. : Политиздат, 1990.—494с.

9. Портфель вожатого : особенности деятельности вожатых. сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства/ авт. -сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель,

10. Степанов П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. - М. : Академия: АПКиПРО, 2003. – 82

Публикации по теме:

Создание благоприятного климата в группе, установление тесного контакта между детьми, педагогами и родителями «Создание благоприятного климата в группе, установление тесного контакта между детьми, педагогами и родителями». За тысячелетнюю историю.

Анализ проведения декады естественных наук в начальных классахАнализ проведения декады естественных наук в начальных классах В начальных классах завершилась предметная декада естественных наук, которая проходила с 12 по 22 февраля 2018 г. Среди целей этой декады.

Анализ проведения декады по математике в начальных классах Анализ проведения декады по математике в начальных классах МБОУ «Бродовская ООШ» 2017-2018 учебный год С 4 по 13 декабря 2017г. в школе.

Факторы, способствующие созданию психологического климата в классе в период адаптации Факторы, способствующие созданию психологического климата в классе в период адаптации. У первоклассников, приходящих в школу не всегда сформированы.

Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны». Первая климатическая зона - социальный климат, который.

Ориентировочные нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС Техника чтения в 1 классе 1 полугодие Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.

Программа деятельности руководителя ДОУ по созданию благоприятного психологического климата в трудовом коллективе п/п Мероприятия Сроки Ответственный 1 этап – организационно – подготовительный 1 Изучение уровня психологического климата Август-сентябрь.

Родительское собрание «Роль отца и матери в создании и сохранении благоприятного семейного уюта» Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры и взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас – это ваши.

Сценарий праздника в начальных классах «8 Марта» ХОД ПРАЗДНИКА Звучит фонограмма Ведущий.  : Дорогие мамочки, бабушки, девочки! Мы сегодня собрались в этом зале, чтобы отметить праздник.

Технология критического мышления на уроках в начальных классах КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это мышление открытое, рефлексивное, это способность вырабатывать аргументы, принимать независимые продуманные решения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль вожатых в создании благоприятного психологического климата в начальных классах
Опубликовано: 10 октября 2018 в 16:38
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД